уметь осуществлять свои права на практике; руководствоваться существующими юридическими нормами в различных сферах жизни;
иметь четкие нравственные ценностные ориентиры гуманистической направленности (в системе ценностных приоритетов - жизнь и здоровье человека, права человека, его свобода, честь, достоинство и др.);
иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка.
Большие возможности в воспитании гражданских качеств старшеклассников, выработке у них практических навыков диалогового сотрудничества и активной гражданской позиции предоставляет внеучебная работа в школе. В организации внеучебной деятельности старшеклассников необходимо учитывать такие условия, как непрерывность на всех этапах, разнонаправленность, соответствие уровня сложности возрастным и познавательным возможностям, совместность общешкольных и межшкольных инициатив. Непрерывность связана с преемственностью обучения и воспитания, логической последовательностью получения знаний по граждановедению и обретения соответствующих практических навыков по их применению. Разнонаправленность включает, во-первых, работу со взрослыми: родителями, представителями международных организаций, депутатами, юристами, политологами и т.д. Во - вторых, предполагает различные формы деятельности: классные часы, ролевые, деловые и ситуационные игры, дискуссии и дебаты, экскурсии, комментированные чтения и семинары, олимпиады и викторины, организацию стенной печати, работу пресс-клуба и др. Уровень сложности внеучебной деятельности по гражданскому воспитанию старшеклассников учитывается в видах и формах занятий, их тематике. Совместность позволяет реализовывать общение в разных типах групп: младших со старшими, среди сверстников, между разными школьными коллективами.
Гражданское воспитание старшеклассников предполагает формирование знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.
Педагогические возможности использования такого средства, как биографии выдающихся людей Республики Беларусь, с целью формирования гражданственности заключаются в том, что у старшеклассников возникает интерес и желание подражать им и даже превзойти их.
Для того чтобы биографии выдающихся людей могли выступать в качестве средства формирования гражданственности учащихся старшего школьного возраста, в них должны содержаться следующие психолого-педагогические характеристики: социальная значимость витагенной информации; наличие в ней образцов поведения человека в сложных жизненных ситуациях, связанных с преодолением трудностей как объективного, так и субъективного характера; возможность прослеживания связи между способами достижения цели и результатом, осознание своих возможностей, перспектив и анализ неудач, способность использовать морально-психологические качества в повседневной жизни и социально значимой деятельности.
И театр, и газета, и дискуссионный клуб, и пресс-центр - это модели и прообразы таких социальных структур и организаций, в которых в концентрированной форме происходит генерация социальных идей, социальных чувств, формируются или развеиваются мифы, то есть реально функционирует критическое мышление. Подобные формы коллективной организации напрямую связаны с чувственно-рациональным восприятием, и принцип добровольного участия в них даст участникам не меньше знаний и навыков, чем традиционные классные уроки. Практически ориентированная деятельность учащихся во внеурочное время может быть организована как периодические встречи с сотрудниками правоохранительных и судебных органов, исполнительной и законодательной ветвей власти, учеными: политологами, социологами, социальными психологами, философами.
Использование предметных источников (например, Конституции Республики Беларусь, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, извлечений из законодательных актов Республики Беларусь отдельных норм международного права и др.) предоставляет широкие возможности гражданского воспитания старшеклассников. Эффективно также обсуждение проблемных сторон и аспектов внутриполитической и международной практики в специально организованных дискуссиях и дебатах.
Познавательно о обучении:
Особенности и приемы развития творческого воображения в младшем школьном
возрасте
Всех ли можно научить творчеству? Исследования ученых показали, что всех, особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Вместе с тем не ...
Особенности и сложности современных методик быстрого чтения
О.А.Андреев в книге «Учитесь быстро читать» предлагает использовать алгоритмы чтения. Дифференциальный алгоритм чтения сводится к 3 пунктам: 1) ключевые слова; 2) смысловые ряды; 3) доминанта - значение. «Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние и ...
Нарушения лексики
Особенности словарного запаса умственно отсталых детей привлекали внимание многих авторов, которые отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря. У умственно отсталых школьников выявляется бедность словарного запаса, неточно ...