Гражданское воспитание старшеклассников - целенаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированию у них гражданской культуры. Формирование гражданской культуры тесно связано с воздействием массовой информации и переживанием личного опыта участия в гражданских отношениях. В отличие от многих случайных, неупорядоченных воздействий именно школа может осуществлять целостность, систематическое влияние на формирование гражданской культуры старшеклассников.
Именно школа должна противостоять негативным тенденциям в сознании и поведении учащихся старшего школьного возраста, способствовать присущими ей средствами утверждению в обществе гражданской культуры.
Во-первых, это последовательная реализация экономических, правовых, духовно-нравственных и иных элементов гражданской культуры во всех аспектах жизнедеятельности школьного коллектива, в управлении и самоуправлении, в организации учебного процесса, в отношениях учителей, учащихся, родителей.
Во-вторых, это область содержания образования, которая дает учащимся необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения.
Гражданская позиция человека формируется в процессе общего становления личности. Процесс формирования гражданских качеств имеет свои специфические особенности в каждом возрастном периоде, однако наиболее интенсивно он протекает в старшем школьном возрасте.
Для юношеского возраста характерна противоречивость положения "еще ребенок - уже взрослый". В этот период происходит изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний, т.е. "процесс социального самоопределения, в который входит формирование жизненной перспективы, отношения к труду и морального сознания".
Социальное самоопределение и поиск себя способствуют процессу формирования активной гражданской позиций личности старшеклассника. В юношеском возрасте появляется потребность свести многообразие фактов в целостную картину бытия.
По мнению И.С. Кона, "стоящий перед юношей вопрос заключается не только и даже не столько в том, кем быть в рамках существующего разделения труда (выбор профессий), сколько в том, каким быть (моральное самоопределение)".
Для оптимизации процесса гражданского воспитания старшеклассников следует создавать необходимые условия способствующие удовлетворению их потребностей в индивидуальном поиске смысла жизни и формированию навыков построения стратегии своей жизни.
В каждом учебном заведении должны существовать такие условия и социальные отношения, которые давали бы начало демократии и воспитывали у учащихся чувство гражданской ответственности.
Выпускники школы должны уметь анализировать жизненные ситуации при помощи логического аппарата: сопоставления, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, интерпретации - и на их основе формулировать собственное мнение, суждения, оценки К окончанию средней школы учащиеся должны иметь представление о своих обязанностях как граждан РБ, так как данный возраст означает вступление в самостоятельную жизнь. Поэтому цель гражданского воспитания в старших классах - сформировать целостное представление о предназначении личности в современном обществе, ее возможностях и перспективах жизненного пути.
Выпускник средней школы должен уметь идентифицировать себя в культурном, политическом, социальном, экономическом современном пространстве, свободно распознавать роли и статусы, намерения и цели, желаемое и действительность. Старшеклассники должны обладать убежденностью в своей личностной позиции, определенностью в отношении будущей судьбы, умениями использовать существующие в обществе механизмы достижения целей.
Гражданская идентичность старшеклассников предполагает приверженность созидательным целям укрепления потенциала общества; высокую познавательную и практическую активность и самостоятельность; умение адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе; устойчивые этические качества, усвоенные правовые нормы, соответствующие Конституции Республики Беларусь, требованиям Гражданского кодекса Республики Беларусь, сформированные представления о демократии; способность анализа характера и направленности социальных трансформаций в Беларуси; обладание рационально-критическим взглядом на мир, готовностью к активной избирательной позиции, духовный мир выпускника средней школы в идеале должен представлять собой совокупность интеллектуальной, правовой, экологической, политической, экономической, нравственной, эстетической, философской культур, выраженный в определенных социальных ориентациях, душевных качествах, интеллектуальной направленности, осознанной системе потребностей.
Познавательно о обучении:
Янош Больяй
В семье венгерского математика Фаркаша Больяй родился сын Янош 15 декабря 1802 года в местечке Коловожар, ныне Клуж Напока. С детских лет сын мечтал продолжить работу отца, который занимался проблемами геометрии, пытался доказать пятый постулат Евклида. Еще будучи студентом Военно-инженерной академ ...
Современный подход новых программ и методик.
В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажную роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника. Очень сильной и серьезной программой, ориентирующейся на ра ...
Модель компьютерного обучения
Как и при внедрении всякого другого средства обучения, возникает ряд проблем, связанных с психолого-педагогическими условиями применения компьютера в процессе обучения. В то же время компьютер дает такие возможности информационного обеспечения учебного процесса, которых до сих пор никогда не было. ...