Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе методом экспериментирования, мы решили выявить уровень сформированности представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе методом экспериментирования.
Экспериментальная работа проводилась с октября по декабрь 2013 года. В экспериментальном исследовании принимали участие 10 детей старшей группы в возрасте 6 лет. Из них 5 девочек и 5 мальчиков. Нами была использована диагностическая методика, предложенная С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой. В ходе диагностики был изучен уровень сформированности:
выявление степени сформированности понятия "живое";
выявление сформированности у детей понятия "животное", знания общих потребностей животных, зависимости их состояния от удовлетворения потребностей;
выявление умения классифицировать животных на основе отличительных признаков класса, по характеру взаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окружающей среды;
выявление представлений об отношениях живых организмов.
выявление уровня понимания детьми роли животных а жизни человека.
Диагностическое обследование детей проводилось с каждым ребенком индивидуально, посредством беседы, используя при затруднениях иллюстрации с изображением объектов или явлений, о которых идет речь. Содержание каждой беседы направлено на выявление круга представлений о животных. В то же время цикл бесед позволяет достаточно точно определить полноту и объем сформированных у дошкольника представлений. Вопросы, используемые нами в ходе данных бесед представлены в приложении.
Сначала нами выявлялся уровень сформированности понятия "живое". В этом случае цель беседы формулировалась следующим образом: определить, на основании каких признаков дошкольники судят о "живом", классифицируют "живое" и "неживое". Владеют ли дети обобщенными представлениями о живом? Относят ли животных к живым существам? Ответы мы получили, предложив детям рассказать об объектах живой и неживой природы. В случае затруднения помогали вопросы.
Данные, полученные в ходе диагностики, обрабатывались и вносились в таблицу.
Таблица № 1
Уровень степени сформированности понятия "живое" у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента
№ п/п |
Имя ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Средний уровень |
1 |
Катя С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
С |
2 |
Лера Х. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
С |
3 |
Саша Б. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Н |
4 |
Владик Щ. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
5 |
Никита Б. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Н |
6 |
Юля С. |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
С |
7 |
Денис Р. |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Н |
8 |
Ангелина М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
С |
9 |
Алина Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
С |
10 |
Слава Ж. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
С |
Высокий |
10 % | |||||||
Средний |
60 % | |||||||
Низкий |
30 % |
Познавательно о обучении:
Самостоятельное планирование и проведение индивидуальной
коррекционно-образовательной деятельности по заданию логопеда
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения с использованием коррекционно-развивающей компьютерной программы « Игры для Тигры» (подготовительный этап) Цель: коррекция звукопроизношения и воспитание культуры речевого общения. Задачи: -укрепление и совершенствование артикуляционно ...
Педагогическое мастерство и его элементы
Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог… А.С. Макаренко 1. Специфика педагогической деятельности 2. Педагогическое мастерство: понятие, сущность 3. Структура педагогического мастер ...
Контроль знаний в процессе школьного обучения
Контроль знаний учащихся является составной часть процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Многие учителя подходят к традиционной организации контроля и используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка зн ...