Приёмы создания благоприятного психологического климата в коллективе. Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Приёмы создания благоприятного психологического климата в коллективе. Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия

Страница 4

Д – уходящий. Ваше кредо – вовремя уйти. Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Сущность понятия «конфликт»

Конфликты возникают в любых человеческих взаимоотношениях, и отношения «учитель — ученик», «учитель-учитель» здесь не являются исключением. Штакетник купить штакетник.

По данным педагога-исследователя З.К. Шнекендорфа, из 100 конфликтов между учителями и учениками в школе 69 возникают по вине учителей. 23% учащихся 6-11-х классов считают, что в школе нарушаются их права. 15% указали на постоянное грубое, унижающее их обращение со стороны учителей. Заболевания, вызываемые действиями учителей, составляют 35% всех детских неврозов.

Практически все люди, когда они думают о конфликтах, мыслят в терминах «победа», «поражение», эта ориентация превалирует и в школе. Многие учителя считают, что они могут быть только строгими или попустительскими, твердыми или мягкими, разрешать или запрещать. Взаимоотношение с учениками воспринимается как непрерывная война, соревнование. Вполне понятно, что и школьники считают педагогов своими естественными врагами - диктаторами, которым нужно сопротивляться, либо «тряпками», об которых можно вытирать ноги.

Культура разрешения конфликтов имеет большое воспитательное и дидактическое значение. Для того чтобы дать характеристику любому явлению, необходимо изучить комплекс внутренних и внешних связей, их взаимозависимость. С научной точки зрения важно выделить и четко определить содержание терминов, с помощью которых описываются те и ли иные закономерности. К основным конфликтологическим понятиям можно отнести: противоречие, конфликт, конфликтную ситуацию, инцидент. Рассмотрим их.

Конфликт - (латинское слово - столкновение) процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из участников.

Признаки конфликта:

Дискомфорт - интуитивное ощущение, что что-то не так.

Недоразумение — мы делаем ложные выводы из ситуации, чаще всего из-за отсутствия понимания.

Напряжение - состояние человека, когда искажается восприятие другого человека и его действий, взаимоотношения обременяются весом негативных установок и предвзятых мнений, чувство к оппоненту значительно изменяются к худшему.

Кризис - человек в своем воображении, а иногда и на самом деле, становится способным на крайности.

Инцидент - какая-то мелочь (реплика, взгляд, реакция), которая может вызвать раздражение или волнение, через несколько дней она нередко забывается, но возможно послужит началом борьбы между участниками конфликта.

Конфликт возникает тогда, когда есть участники (или инициаторы конфликта), противоречия, конфликтная ситуация, инцидент.

Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства сторон в силу возникающих противоречий.

При взаимодействии людей всегда существуют противоречия:

Мотивов, потребностей, ценностных ориентации;

Взглядов, убеждений:

Понимания и интерпретации информации;

Ожиданий, позиций;

Оценок и самооценок;

Знаний, умений, способностей;

Эмоциональных и психических состояний;

Целей, средств, способов осуществления деятельности.

Перед наступлением конфликта, когда утрачивается равновесие в классе, происходит нарушение общения.

Сигналы конфликтов

На вербальном уровне:

Ограничение и удержание информации (ученик знает ответ на вопрос, но не скажет). Например: «Кто разбил стекло? Вова, ты же был в классе». - «Да я не узнал его. Он спиной стоял».

Ложь — намеренное искажение информации для сохранения своих позиций.

Группировка - применяется как средство группового давления. Например: «Посмотрите, дети, на Смирнова. Он опять шумит. Он нас явно не уважает».

Нокдаун - агрессия, при которой происходит награждение необщепринятыми прозвищами.

Избежание - частые пропуски, просьба перевести в другой класс.

Экспедирование — когда школьник, прервав учителя, высказывает свое мнение.

Перемена темы. Например: «Витя, где твое домашнее задание?» - «Да, мама просила у Вас спросить, когда она сможет подойти к Вам поговорить».

Укороченные фразы. Ребенок и раньше был не очень речист, но сейчас может побить все рекорды составителей телеграмм. «Приду, сдал, сделаю, это не так, нет, не буду, устал».

Невербальные симптомы:

Вздохи, явно не к месту, когда человек вздыхает, как будто у него на плечах все тяготы мира. Например: «Витя, ты сегодня видел Евдокимова?» — (глубокий вздох) «Нет, не видел».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Познавательно о обучении:

Зачет как одна из форм организации контроля
Одним из самых больных, узких мест реализации школьной реформы является ярко проявившееся противоречие между необходимостью, с одной стороны, повысить качество образования и воспитания, обеспечить высокий научный уровень преподавания каждого предмета и, с другой стороны, острым дефицитом учебного в ...

Роль педагогического анализа урока в повышении педагогического мастерства
Педагогическое наблюдение и анализ урока (а также и самоанализ) – важнейший фактор совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе внедрения в практику современной теории обучения и воспитания учащихся. Анализом учебно-воспитательной деятельности учителя занимаются многие, включая студе ...

Психологические особенности дошкольников на 4, 5 и 6-м годах жизни
Прежде чем проследить, каково восприятие комиксов дошкольниками, разберемся, в чем заключаются психо-физиологические возрастные особенности детей этого возраста. В процессе развития опосредствованности психика ребенка становится осознанной и произвольной. Культурные средства, которые он активно при ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru