Среди учащихся специальной коррекционной школы значительный процент составляют дети с нарушением фонетической стороны речи.
Недостатки фонетического строя речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечались дефектологами, работавшими с этой категорией детей в начале XX века (Г.Я. Трошин и др.), а также изучавшими их в более поздние годы (Е.М. Хватцев, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, З.Д. Будаева и др.). Все исследователи говорят о том, что у умственно отсталых детей нарушения произношения встречаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Распространённость фонетических недостатков в значительной степени зависит от выраженности степени умственной отсталости.
Недостатки произношения следует рассматривать как одно из проявлений общего речевого недоразвития детей, свойственных им фонетико-фонематических нарушений, которые обнаруживаются в неточной слуховой дифференциации близких по звучанию фонем и в затруднённости звукового анализа слов. Определённое значение имеют и недостатки работы артикуляционного аппарата, в которых проявляется моторное недоразвитие умственно отсталых детей.
Многие звуки в речи умственно отсталых школьников отсутствуют или не произносятся. В одних случаях дети совсем не выговаривают тот или иной звук, например [р] или [ш], и соответственно пропускают его или заменяют другим звуком, сходным по звучанию или артикуляции. Некоторые школьники, искажённо произносят ряд звуков вследствие неправильно сформированного артикулирования.
Фонетически неправильная речь создаёт препятствия для общения ребёнка с окружающими его взрослыми и сверстниками. Нечётко воспринимая слова, имеющие сходно звучащие фонемы, умственно отсталый ребёнок не замечает различий между этими словами и не усваивает значения каждого из них. Так же трудно воспринимаются безударные и, следовательно, недостаточно отчётливо звучащие окончания. Это существенно замедляет овладение словарным составом и грамматическим строем языка, затормаживает продвижение в вербальном развитии. И, конечно, у школьника неизбежно возникают серьёзные трудности при овладении элементарной грамотой. Нарушения звукопроизношения, особенно замены звуков, у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отражаются на письме.
Познавательно о обучении:
Методы проведения факультативных занятий
Методы проведения факультативных занятий должны обеспечивать: 1. Преемственность методов, применяемых на основных и факультативных занятиях, по математике означает, что методы, используемые на факультативных занятиях, являются естественным продолжением методов, используемых на основных уроках. 2. С ...
Развивающая экологическая среда в дошкольном учреждении как метод
формирования экологической культуры
Биоцентрический подход к методике экологического воспитания дошкольников, ориентировка на биоэкологию и ее ведущие понятия выдвигают необходимость создания определенных условий, главной особенностью которых является привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство е ...
Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового
обучения при изучении машинной вышивки
Уроки технологии девочки при изучении машинной вышивки должны проводиться в кабинетах обслуживающего труда, где они приобретают навыки швейного дела. Кабинет должен быть оборудован швейными машинами и всеми необходимыми для урока вышивания – как в настоящей профессиональной мастерской. Наиболее удо ...