Как сопротивлялась ученица? Что использует учитель, уступая Даше?
Что в двух этих способов общего? (Упрямство, нежелание выслушать другого, неуважительное отношение, соревнование.)
Ш способ - способ «сотрудничества». При использовании этого способа учитель и ученик, голова к голове, ищут возможные решения. После этого приходят к соглашению о том, какие из них в наибольшей степени позволяют удовлетворить потребности обеих сторон.
Возможна следующая цепочка общения:
активное слушание,
констатация чувств,
сбор возможных решений: «Как же нам быть»,
детализация принятого решения,
выполнение принятого решения,
контроль.
Учитель: Даша! До последних трех недель ты редко опаздывала. Сейчас ситуация изменилась, но это временно, правильно?
Даша: Да. Просто Тоня П. из 8 «Б» заболела, и мы не успеваем ничего сделать. Как только мы сделаем, я не буду опаздывать
Учитель: Проблема разрешится скоро сама собой?
Даша: Да.
Учитель: Теперь мне понятно, почему ты опаздываешь, но не это беспокоит меня. Послушай еще раз. Мне не нравится, что я должна выделять время на то, что бы инструктировать тебя, когда ты приходишь в класс. Когда ты опаздываешь, я вынуждена прекращать работу и вводить тебя одну в курс дела. Я не хочу больше этого делать, даже до конца следующей недели. Есть у тебя, какие-нибудь идеи, как мы можем разрешить эту проблему?
Даша: Ну, я, наверное, могла бы попробовать попросить Олю помочь нам .
Американские ученые Р. Блейка и Д. Моутона выделяют следующие педагогические стратегии управления межличностными конфликтами: приспособление, уклонение, отступление, компромисс, сотрудничество, доминирование.
В процессе налаживания контактов у учителя возникает необходимость в приспособлении к индивидуальному своеобразию своих воспитанников, обеспечивая тем самым межличностную гармонию и совместимость. Эффективность данной стратегии обусловлена принятием ребенка таким, каков он есть, - подвижным и вялым, вспыльчивым и уравновешенным, покладистым и упрямым.
Близка к приспособлению стратегия уклона, сознательный уход учителя от конфронтации. Это бывает необходимо, когда сталкиваешься с мелкими размолвками, с проявлением дурного настроения, вспыльчивости, немотивированной агрессии.
Бывает необходимой и стратегия отступления. Как любой человек, учитель может ошибаться в своих решениях, в интерпретации поведения воспитанника, истолковании его намерений. Например, бывает затруднительно за внешней бравадой подростка распознать тревогу, страх, комплекс неполноценности. Своевременное отступление, отказ от избранной тактики, откровенное признание своей оплошности, опережающая самокритичность, обезоруживают ребят, снимают отчуждение.
Компромисс строится на двусторонних уступках, рационализации решения, которое в конечном итоге удовлетворяет обе стороны. Свидетельствуя о подлинном уважении личности воспитанника, эта стратегия позволяет учителю выигрывать в главном за счет частных потерь. На личном примере педагога ученики учатся культуре согласования своих интересов с потребностями и желаниями других.
Значительным регулирующим воспитывающим потенциалом обладает сотрудничество, построенное на совместном с учащимися выборе решения, принятии взаимной ответственности.
Педагогическое общение не исключает стратегию доминирования, основанной на одностороннем отстаивании учителем собственной позиции, единоличном принятии всей полноты ответственности. Такие действия и поступки бывают целесообразны в чрезвычайных обстоятельств (ситуация угрозы психическому или физическому здоровью детей).
На какой точке зрения разрешения конфликта вы остановились сейчас? Почему?
А можно ли избежать, предупредить конфликт? Нужно ли избегать конфликтов?
Если конфликт все-таки произошел, и вы оказались в самом невыгодном положении, ваши ощущения?
А если в такой ситуации оказался ребенок?
Избегание конфликта
Учитель, который ориентируется в огромной сфере бессознательного, способен разобраться в конфликте и разрешить его. Учитель, который отучает воспитанников от ссор и склок и облегчает им повседневную жизнь, учит их правилам общения, избеганию ненужных конфликтов.
При уходе от конфликта, избегания выбора в сложной ситуации проявляются психологические защитные механизмы. Они, с одной стороны, характеризуют общие свойства личности, с другой стороны, оказывают влияние на ее развитие. Отсутствие защитных механизмов говорит о психическом нездоровье индивида, необходимости серьезного лечения. Защитные механизмы помогают человеку сохранить свое «я», избавиться от тревоги, хотя при этом нарушается объективность отражения реального мира.
Познавательно о обучении:
Экспериментальное изучение уровня развития начал экологической культуры в
процессе познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
Цель: Выявить и апробировать педагогические условия формирования начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности. В эксперименте участвуют 20 детей в возрасте от 3 до 4 лет. 10 детей – контрольная группа 10 детей – экспериментальная группа. ...
Роль учебных предметов в формировании
нравственно-эстетического отношения к природе
На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта, сложилась характеристика нравственно-эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиции доступного ему понима ...
Особенности лексико-семантического строя речи у детей с общим
недоразвитием речи
Вопрос о соотношении между развитием звукопроизношения и словарного запаса освещен в работах Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, А.К. Марковой. О.Е. Грибова, описывая нарушения лексической системы у детей с общим недоразвитием речи, указывает на то, что одним из механизмов патогенеза является несформированнос ...