Педагогический эксперимент проводится на базе Муниципального общеобразовательного учреждения – кондровской средней общеобразовательной школы №3 (КСОШ №3) г. Кондрово Калужской области в период с ноября 2011 года по сентябрь 2012 года. В качестве экспериментального класса был выбран 10А класс. В этом классе 12 человек: 7 мальчиков и 5 девочек.
Цель эксперимента: проверить эффективность психолого-педагогических условий использования игровых технологий в развитии познавательной активности учащихся в процессе обучения географии.
Для осуществления опытно-экспериментальной работы были поставлены следующие задачи:
· выявить у детей наличие познавательных интересов, их содержание и направленность;
· определить уровень заинтересованности учащихся в изучении географии, их интересы и склонности;
· изучить некоторые особенности самостоятельности школьников по показателям: умение принять условие задачи, умение планировать последовательность решения, умение оперировать знаниями в новых условиях;
· апробировать разработанный комплекс уроков, направленных на развитие познавательной активности учащихся средствами игровых технологий и оценить психолого-педагогические условия его эффективного функционирования;
· провести повторную диагностику, сравнить результаты и сделать выводы.
Анализ школьной документации дает возможность выявить следующие особенности класса. У детей в классе неплохая успеваемость (9 человек учатся на «4» и «5», у 3 человек – одна «3», неуспевающих нет), класс очень дружный. Конфликты в классе возникают редко, и они незначительны. Один ученик из детского дома, остальные дети - из благополучных семей, материально обеспечены. По данным опроса у детей в классе преобладают социальные мотивы учения: “быть полезным в обществе”, “занять соответствующее место в обществе”, и самовоспитания: “расширить кругозор”, “развивать волю” и т. д.
В качестве экспериментальной базы может быть выбран курс географии, что обусловлено рядом причин:
· опора на знания и умения, сформированные у учащихся при изучении географии России и мира в целом в шестом, седьмом, восьмом и девятом классах соответственно;
· возрастные особенности учащихся (14-16 лет): данный возраст соответствует ранней юности и зрелости, который характеризуется выработкой мировоззрения, созреванием личности, формированием ценностных ориентаций и установок. Согласно данным психолого-педагогических исследований юношеский возраст строится вокруг процесса идентичности, идентификации, профессионального становления;
· специфика содержания курса “Экономическая и социальная география мира”: этот курс является завершающим в курсе базового географического образования, способствует созданию у учащихся целостной географической картины мира. Комплексный подход к изучению курса “Экономическая и социальная география” позволяет интегрировать географические знания со сведениями из биологии, социологии, религии и других областей, что позволяет сформировать у детей научное мировоззрение, целостную картину мира.
На констатирующем этапе экспериментальная работа была представлена следующими направлениями:
· выявление образовательных интересов учащихся, обучающихся в десятом классе;
Познавательно о обучении:
Якоб Штейнер
Якоб Штейнер родился в 1796 году в Швейцарии в семье крестьянина. В молодости был пастухом. Грамоте Якоб научился лишь в возрасте 19 лет в школе своего знаменитого соотечественника, педагога – демократа Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827). В общей педагогической системе Песталоцци геометрия как ...
Евклидовы «Начала»
В течение двух тысяч лет геометрию узнавали из «Начал» Евклида, либо из учебников, написанных не основе этой книги. Лишь профессиональные математики обращались к трудам других великих греческих геометров: Архимеда, Апполония – и геометров более позднего времени. Классическую геометрию стали называт ...
Контроль художественно-эстетического воспитания на музыкальных занятиях
При посещении детских садов, просмотре и анализе музыкальных занятий методист должен проявить большой такт в общении с педагогическим коллективом, но в то же время твердость и знание дела. Обычно, ознакомившись с постановкой музыкального воспитания в детском саду, с занятиями в разных по возрасту г ...