Педагогический эксперимент проводится на базе Муниципального общеобразовательного учреждения – кондровской средней общеобразовательной школы №3 (КСОШ №3) г. Кондрово Калужской области в период с ноября 2011 года по сентябрь 2012 года. В качестве экспериментального класса был выбран 10А класс. В этом классе 12 человек: 7 мальчиков и 5 девочек.
Цель эксперимента: проверить эффективность психолого-педагогических условий использования игровых технологий в развитии познавательной активности учащихся в процессе обучения географии.
Для осуществления опытно-экспериментальной работы были поставлены следующие задачи:
· выявить у детей наличие познавательных интересов, их содержание и направленность;
· определить уровень заинтересованности учащихся в изучении географии, их интересы и склонности;
· изучить некоторые особенности самостоятельности школьников по показателям: умение принять условие задачи, умение планировать последовательность решения, умение оперировать знаниями в новых условиях;
· апробировать разработанный комплекс уроков, направленных на развитие познавательной активности учащихся средствами игровых технологий и оценить психолого-педагогические условия его эффективного функционирования;
· провести повторную диагностику, сравнить результаты и сделать выводы.
Анализ школьной документации дает возможность выявить следующие особенности класса. У детей в классе неплохая успеваемость (9 человек учатся на «4» и «5», у 3 человек – одна «3», неуспевающих нет), класс очень дружный. Конфликты в классе возникают редко, и они незначительны. Один ученик из детского дома, остальные дети - из благополучных семей, материально обеспечены. По данным опроса у детей в классе преобладают социальные мотивы учения: “быть полезным в обществе”, “занять соответствующее место в обществе”, и самовоспитания: “расширить кругозор”, “развивать волю” и т. д.
В качестве экспериментальной базы может быть выбран курс географии, что обусловлено рядом причин:
· опора на знания и умения, сформированные у учащихся при изучении географии России и мира в целом в шестом, седьмом, восьмом и девятом классах соответственно;
· возрастные особенности учащихся (14-16 лет): данный возраст соответствует ранней юности и зрелости, который характеризуется выработкой мировоззрения, созреванием личности, формированием ценностных ориентаций и установок. Согласно данным психолого-педагогических исследований юношеский возраст строится вокруг процесса идентичности, идентификации, профессионального становления;
· специфика содержания курса “Экономическая и социальная география мира”: этот курс является завершающим в курсе базового географического образования, способствует созданию у учащихся целостной географической картины мира. Комплексный подход к изучению курса “Экономическая и социальная география” позволяет интегрировать географические знания со сведениями из биологии, социологии, религии и других областей, что позволяет сформировать у детей научное мировоззрение, целостную картину мира.
На констатирующем этапе экспериментальная работа была представлена следующими направлениями:
· выявление образовательных интересов учащихся, обучающихся в десятом классе;
Познавательно о обучении:
Обмен нуклеотидов и его нарушения
Нуклеотидами называются соединения, состоящие из азотистого основания, углевода-пентозы и фосфорной кислоты. Примером может служить уридиловая кислота: В типичном нуклеотиде связь между атомом "N" цикла и первым атомом углерода пентоза - b-N-гликозидная, а связь между остатков фосфорной к ...
Общая характеристика дифференцированного зачета по
теме: «Алгебраические дроби»
Дифференцированный зачет разработан для учащихся 7 класса, которые изучают алгебру по программе МПИ-проект, разработанной авторским коллективом под руководством Э.Г. Гельфман и М.А.Холодной. В рамках этой программы создана серия учебных книг, одной из которых является книга Э.Г.Гельфман, Л.М. Алфут ...
Эмоциональное выгорание
В последние 20 лет интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми - врачей, педагогов, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т.д. Выяснилось, что представители данных профессий подтверждены с ...