Экспериментальная работа по определению эффективности развития творческого воображения средствами музыки

Новая педагогика » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки » Экспериментальная работа по определению эффективности развития творческого воображения средствами музыки

Страница 1

Цель данной работы определить влияние развивающих игр и упражнений на развитие творческого воображения младших школьников, разработать методику и экспериментально доказать возможность развития творческого воображения путем обогащения эмоционального опыта детей музыкальными средствами.

Гипотеза: можно предположить, что эстетические игры и упражнения дополненные музыкальным материалом наиболее способствуют развитию творческого воображения младших школьников.

Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:

1. Оценить уровень творческого воображения детей.

2. Осуществить целенаправленный подбор игр и упражнений, обеспечивающих развитие творческого воображения младших школьников.

3. Разработать и экспериментально доказать способы ускорения развития творческого воображения.

4. Выявить влияние эстетической игры на развитие творческого воображения младшего школьного возраста.

Исследование проводилось на базе средней школы города Москвы в четвертых классах. В исследовании приняло участие 40 детей младшего школьного возраста (10-11 лет).

Для проверки выдвинутой гипотезы был осуществлен психолого-педагогический эксперимент. Он включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Констатирующий и контрольный эксперимент проводился как в экспериментальной, так и в контрольной группах, формирующий - только в экспериментальной группе. Учитывался уровень развития детей, их возрастные и индивидуальные особенности.

Планируя исследование, мы опирались на принципы психодиагностики: системного структурно-динамического изучения; учета возрастных, качественных новообразований; единства диагностической и коррекционной помощи.

Основными критериями отбора психодиагностических методов явились соответствие возрастным особенностям детей, диагностическая ценность в определении особенностей творческого воображения.

Использовались общие методы исследования: наблюдение, беседа, стандартизированные методики, психолого-педагогический эксперимент.

Воображение ребенка оценивалось по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности.

Для диагностики творческого воображения традиционно используются следующие методические подходы:

1)оценка оригинальности традиционных видов и форм деятельности;

2)тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов воображения;

3)тестирование, связанное с задачами опредмечивания несуществующих или непонятных объектов;

4)самооценка параметров образов воображения.

Все эти методические подходы к изучению воображения дают только приблизительную оценку данной способности, поскольку для полного и яркого развертывания этого процесса требуются специальные условия (установка, мотивация, вдохновение, специфические переживания и тому подобное).

Для выявления уровня развития творческого воображения был проведен констатирующий эксперимент.

В ходе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:

1. Отобрать диагностические методы для оценки уровня творческого воображения у детей младшего школьного возраста.

2. Апробировать диагностический комплекс.

3. Выявить качественные особенности воображения испытуемых.

В основу диагностического изучения особенностей воображения у детей 10-11 лет были положены следующие основные принципы, сформированные Л.С.Выготским:

- системный подход к диагностике психического развития ребенка;

- учет качественных возрастных новообразований;

- индивидуализированный и дифференцированный подход к детям.

На этапе констатирующего эксперимента проводилось изучение у испытуемых основных особенностей творческого воображения: продуктивность вербального и невербального воображения, оригинальность образов и богатство фантазии.

Для данного исследования были выбраны 3 диагностические методики.

1. Тест «Круги». (Е.П.Торранс)

Цель: выявить способность строить различные изображения на основе одного и того же графического контура, оценить продуктивность невербального воображения.

Для проведения данного теста необходимо подготовить бланки по количеству испытуемых, с изображением 30 кругов, а также каждый испытуемый должен иметь простой карандаш.

В этом задании оценивалось разнообразие создаваемых образов, широта воображения, эмоциональность рисунков. За ограниченное время испытуемому предлагается придумать и нарисовать максимальное количество объектов, включающих в себя круг, или некоторое их количество. Можно пририсовывать к контурам любые детали и объединять фигуры в один рисунок. Время работы 15 -20 минут.

Главный показатель уровня воображения и творческого мышления – количество идей, воспроизведенных ребенком. При подсчете следует обращать внимание на количество изображенных предметных тем. Каждая новая тема оценивается в 1 балл. (9 тем и более – высокий уровень развития творческого воображения; 6-8 тем – средний; 1-5 тем – низкий уровень).

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Психологическая характеристика особенностей развития мышления дошкольников
Рассмотрим закономерности развития мышления дошкольника на разных возрастных этапах. «Одно из важнейших положений детской психологии – это решающая роль деятельности в психологическом развитии ребенка. Именно через организацию и руководство различными видами деятельности осуществляется воспитание и ...

Методы и формы контроля
Проверка знаний позволяет выяснить уровень усвоения материала и на основе этого управлять учебным процессом совершенствуя методы и формы работы учащихся. Проверка знаний является связующим звеном между учителем и учащимися. Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей зат ...

Уровневая дифференциация
В настоящее время принципиальные изменения в школе связаны в первую очередь с введением дифференцированного обучения. Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциация. Ее основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащ ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru