Высокий уровень. Знания носят обобщенный, системный характер (ребенок не только называет животных, но и дает характеристики существенных признаков "живого", животных, приспособившихся к обитанию в разных биоценозах; объясняет, что благополучие животных зависит от удовлетворения их потребностей; владеет информацией о способах избегания животными неблагоприятных условий, особенностях их взаимодействия с человеком). Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.
Средний уровень. Имеется определенный объем фактических знаний о потребностях и образе жизни животных; делаются попытки объяснить их адаптивные признаки, принадлежность к той или иной биологической группе, раскрыть связь с человеком и средой; системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя.
Низкий уровень. Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки животных, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.
Данные сводной таблицы представлены нами в диаграмме № 1.
Диаграмма 1
Результаты уровня сформированности представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе методом экспериментирования
Анализ результатов завершающего этапа дает возможность говорить о недостаточном уровне сформированности экологических представлений (60 % - 6 человек). Это говорит о необходимости целенаправленной работы по формированию данных представлений.
Таким образом проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе методом экспериментирования, мы решили выявить уровень сформированности представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе методом экспериментирования.
В ходе эксперимента мы выявили 3 уровня сформированности представлений о закономерностях в природе у детей старшего дошкольного возраста;
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Анализ результатов завершающего этапа дает возможность говорить о недостаточном уровне сформированности экологических представлений (60 % - 6 человек). Это говорит о необходимости целенаправленной работы по формированию данных представлений.
Проблеме формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посвящены труды ряда известных педагогов, ученых. В свете их взглядов мы рассмотрели проблему экологического воспитания, его влияние на становление личности ребенка и психолого-педагогическое обоснование возможности усвоения дошкольниками представлений экологического характера. Большой вклад в разработку методики экологического воспитания детей внесли Н.Н. Поддъяков, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева и др. исследователи.
В своем исследовании мы подробно остановились на формировании системы экологических представлений. Мы выяснили, что формирование системы экологических представлений является частью интеллектуального развития детей. Под интеллектуальным развитием детей, в данном случае, мы понимаем мыслительную способность, умственное начало, рациональное познание ребенка, определяющее его деятельность. Ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать причинно - следственными, родо - видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.
Познавательно о обучении:
Этические воспитательные дела
Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше других передаёт понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики. Воспитательное дело – это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанн ...
Этапы разработки средств ИКТ для обучения геометрии
В этом разделе рассмотрим основные процедуры разработки учебного материала, перечислим пять основных этапов создания учебных материалов, изобразим диаграмму их взаимосвязи; опишем результаты каждого из этапов разработки; аргументируем важность системного следования процедурам каждого из пяти этапов ...
Понятие о принципе наглядности. Исследования по данной проблеме
Учебная деятельность является важным содержанием особенно в младшем школьном возрасте. Под мотивацией учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, интересы. Матюхина М.В. указывает, что одно из важнейших условий формирован ...