В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достигать при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения, когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к обучению в школе. Поэтому педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе является начальным и очень важным этапом в данном опыте. При проведении группового обследования была выявлена еще одна проблема - научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые коммуникативные умения и навыки.
Противоречия:
между уровнем дошкольной подготовки и успешностью дальнейшего обучения.
между ведущей деятельностью дошкольника (игрой) и учебной деятельностью первоклассника, где игра занимает уже не главное место.
между потребностями ребенка в общении и развитием коммуникативных способностей личности.
Ведущая педагогическая идея опыта. Важно, что повышению эффективности обучения и воспитания обучающихся способствует не просто введение педагогической диагностики, а организация именно системы заданий, связанных с преподаванием и воспитанием в целом. Лишь в условиях, когда работа проводится систематически, у детей вырабатывается психологическая установка на познавательную самостоятельность, формируются необходимые познавательные умения, желание и способность овладевать знаниями и применять их в разнообразной учебной и общественной практике. Я считаю, что сегодня перед учителем стоит задача: организовать обучение и воспитание так, чтобы всем было интересно, чтобы слабый тянулся к уровню среднего, средний - к уровню сильного, а сильный ученик стремился к совершенствованию. Тогда даже самый слабый ученик поверит в свои способности.
Научная основа опыта. Диагностика в широком смысле слова - это изучение работы организма, машины, любой сложной системы. Согласно словарю С.И. Ожегова, «диагностика - это учение о способах диагноза». Педагогическая диагностика с родни медицинской. Если вовремя и правильно определены признаки заболевания и причины его возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Диагностика - область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится к психологическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития - чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности.
Диагностика (от греч. «диа» - прозрачный и «гнозис» - знание) - общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе (по определению И.П. Подласого). Само понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом в рамках одного научного проекта.
Сегодня педагогическая диагностика широко применяется на всех этапах деятельности учителя и на всех ступенях обучения. Существует множество методик проведения педагогических диагностик. Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. Неудивительно, что существует несколько определений педагогической диагностики:
– это процесс анализа результатов исследования личности педагогом и выдача рекомендаций его деятельности и межличностных отношений;
– это процесс распознания различных педагогических явлений, определений их состояния в конкретный момент времени на основе использования необходимых для этого параметров;
– это распознание профессионально-личных качеств педагога, уровня его творческого потенциала на момент обследования.
По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна, но во многом она заимствовала свои методы у психологической диагностики. Нельзя утверждать, что педагогическая диагностика на сегодняшний день является сформировавшейся научной дисциплиной.
Познавательно о обучении:
Диагностика экологической культуры детей среднего дошкольного возраста
Выявление уровня экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической культуры детей среднего дошкольного возраста. Задачи констатирующего эксперимента: 1) определить критерии уровня экологической культуры детей; 2 ...
Виды научно-исследовательских работ
Основными видами являются: подготовка обзорного реферата на определенную тему, отдельные исследования в ходе практических и лабораторных работ, при подготовке докладов и выступлений на конференциях и семинарах, разработке отдельных научно-исследовательских вопросов в курсовых и дипломных работах, и ...
Особенности письменной речи
В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями. ...