Источник знания неистощим: какие успехи не приобретай, человечество на этом пути, всем людям будет оставаться искать, открывать, познавать.
И.А. Гончаров
1. Просмотр и анализ урока
2. Коллективное обсуждение
Просмотрите урок и понаблюдайте за деятельностью учителя. Проанализируйте владение им коммуникативными умениями.
На основании предлагаемой схемы наблюдения установите наличие или отсутствие контакта между педагогом и учениками.
Табл. 10. Мимика и пантомимика педагога:
Расслабленность мускулов лица. Собранность или естественная расслабленность мускулатуры губ. Доброжелательность улыбки Целесообразная динамичность глаз. |
Напряженность мускулов лица. Напряженность мускулатуры губ Отсутствие или недоброжелательность улыбки. Чрезмерная динамичность глаз. |
Расслабленность рук. Уверенные, целесообразные пластичные движения рук. Естественное положение плеч. |
Зажатость рук. Беспомощные движения рук. Неестественное положение (приподнятость или чрезмерная опущенность) плеч. Напряженность в походке. Нецелесообразные движения по классу. |
Эмоциональное состояние педагога в период подготовки к деятельности и общению с воспитанниками:
Настроен (наличие общей расположенности) на осуществление предстоящей деятельности. |
не настроен (отсутствие общей расположенности) на осуществление предстоящей деятельности. |
Наличие вдохновения (творческого подъема, возникающего в результате эмоционального увлечения материалом и ожидаемым общением с воспитанниками) в связи с предстоящей деятельностью. |
Отсутствие вдохновения (творческого подъема, возникающего в результате эмоционального увлечения материалом и ожидаемым общением с воспитанниками) в связи с предстоящей деятельностью. |
Наличие стремления к деятельности, к ее немедленному осуществлению |
Отсутствие стремления к деятельности, к ее немедленному осуществлению |
Уровни (низкий, средний, высокий) владения педагогом коммуникативными умениями.
Установление между педагогом и уч-ся понимания (уч-ся не пассивно воспринимают слова педагога, а размышляют вместе с ним, принимают его тезисы, аргументы, выводы). |
Учащиеся без интереса воспринимают слова педагога. |
Установление между педагогом и уч-ся состояния эмоционального сопереживания. |
Учащиеся не выражают сочувствие тому, о чем говорит педагог, аудитория эмоционально не стимулирует педагога. |
Установление между педагогом и учащимися состояния содействия (суть которого состоит в вызове ответного состояния, действия у учащегося). |
Педагог не вызывает у учащихся ответного состояния. |
Психолого-педагогический анализ и оценка эффективности целостного педагогического процесса и отдельных его элементов.
Обсуждение урока:
Оценка коммуникативных умений.
Оценка эмоционального состояния педагога в период подготовки к деятельности и общению с воспитанниками.
Оценка наличия познавательного интереса со стороны учащихся
Оценка соотношения побуждения учащихся к деятельности (положительные комментарии, установки, стимулирующие интерес и т.д.) и принуждение (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации).
Оценка психологического климата в классе (деловой контакт, искренность общения, атмосфера сотрудничества и т.д.).
Познавательно о обучении:
Портретный жанр в советской живописи
В русском искусстве рубежа двух веков, как и в более ранний период, портрет занимает важное место. Значительность и многообразие произведений, созданных в этом жанре, воочию продемонстрировала выставка "Портрет в русской живописи конца XIX - начала XX века", организованная в 1975 году в з ...
Экспериментирование как метод формирования представлений
детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод формирования закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования. Эксперимент - это "1. научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в на ...
Методика использования заданий, составленных с помощью приемов
занимательности
Необычный учебный материал обладает некоторыми особенностями по сравнению с обычным. Например, обычная схема учебных заданий такова: Однако, чтобы учащиеся научились решать задачи, вовсе не обязательно всегда избирать этот путь. Иногда полезно нарушать эту схему. Например, наряду с обычными (и важн ...