Преподавателю слово дано не для того, чтобы усыпить свою мысль, а чтобы будить чужую.
В.О. Ключевский
Речь как основное средство педагогического взаимодействия
2. Упражнения на развитие фонационного дыхания
3. Упражнения на развитие голоса
4. Упражнения на развитие выразительности речи
5. Упражнения по развитию коммуникативных способностей
Проверка теоретических знаний
В чем сходство и в чем различие педагогического воздействия, педагогического взаимодействия.
Почему учителю необходимо не только знать, но опираться на принципы взаимодействия при общении с детьми?
Раскройте сущность педагогического общения.
Назовите структуру педагогического общения.
Сформулируйте задачи и функции педагогического общения.
Каковы условия успешного использования методов, приемов, средств педагогического воздействия, педагогического взаимодействия.
Какова роль личностных качеств учителя в повышении воспитательного эффекта педагогического взаимодействия?
Каково место убеждения в системе коммуникативного воздействия?
Раскройте психолого-педагогические требования к основным приемам педагогического взаимодействия.
Назовите условия эффективности убеждающего воздействия учителя.
Речь как основное средство педагогического взаимодействия
Произнесите одну ту же пословицу с разными целевыми установками: просто информировать, удивиться или выразить недоумение, посочувствовать или наоборот, позлорадствовать. Например: «Проворонила ворона вороненка»(.?!) И убедитесь, что одну и ту же фразу можно воспринять по-разному.
«Неужели такое могло случиться?»
«Да так ли это? Возможно ли?»
«Какая беда – несчастная мать!»
«Растяпа, чего же еще ожидать от вороны?!»
В результате одна и та же информация, сообщенная педагогом, может быть воспринята отрицательно, нейтрально или, став фоном, пройти незамеченной.
Как овладеть основами профессионально-педагогического общения? В чем специфика педагогической речи? Каковы функции педагогического общения?
Если обратиться к работам ученых, исследовавших вопрос о коммуникативных качествах педагогической речи, то можно представить себе некоторую идеальную модель речи учителя. Это прежде всего речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, точная, понятная. Речь, не допускающая использования жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных слов; речь богатая, лексически разнообразная, отвечающая целям и условиям общения. Педагогически целесообразную речь характеризует логичность, убедительность, побудительность. Ее интонации, мелодический рисунок разнообразны и выразительность, ритм и темп оптимальны для каждой конкретной ситуации общения.
Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены прежде всего ее педагогическими функциями. Одна из основных функций речи учителя – обеспечение полноценной презентации знаний. Речь учителя может сделать восприятие информации доступным, интересным, а может затруднить его. О значимости этой функции в речи учителя говорит и тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенности педагогической речи: сохраняется эмоциональная окраска учительского голоса, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов. Учитель не только передает школьникам знания, но и формирует у них эмоционально-ценностное отношение к этим знаниям, потребности сделать их руководством в своем поведении, основой убеждений.
С презентацией знаний тесно связана и другая функция речи учителя – обеспечение эффективной учебной деятельности школьников. Ведь, воспринимая на слух речь учителя, ученик совершает множество различных операций: конкретизирует в наглядных образах звучащую информацию, соотносит ее с имеющимися знаниями, опытом, осмысливает, запоминает, следит за логикой изложения учителя, развитием его мысли. Это сложная работа слушающего ученика, и надо ее учитывать, продумывая и содержание речи, и ее темп, ритм, логику, доступность.
Следующая функция педагогической речи – обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися. Регулируя отношения «учитель ученик», речь выступает как средство взаимопонимания между учителем и учеником. Здесь все значимо: и как учитель обращается к ученикам, приветствует их, предъявляет свои требования, делает замечания, высказывает свои пожелания; каковы экспрессивная окраска его речи, сопроводительные интонации, выражение лица, взгляд, жест, манера задавать вопросы и получать ответы. В плане внеурочного общения эти детали речи, в коммуникативном поведении учителя еще более значимы.
Обращаясь к педагогическим способностям, - отмечает В.А. Кан-Калик, можно увидеть, что практически все они так или иначе связаны с коммуникативной деятельностью педагога, а значит, направлены на реализацию функций педагогического общения.
Познавательно о обучении:
Методические особенности изучения темы: «Линейная функция и её график»
Эта тема в курсе алгебры очень важная, т.к. понятие «функция» само по себе сложное, и, как показывает практика, далеко не все дети хорошо работают с графиками. Тема требует использования дополнительных дидактических средств, например, компьютерной техники или средств на печатной основе. Для повышен ...
Определение таких понятий, как "учебная деятельность",
"активизация учебной деятельности", особенности учебной деятельности
младших школьников
Термин " учебная деятельность " сравнительно не нов в психологии и педагогике. Уже в 40-х гг. им воспользовались довольно деятельно. Можно сослаться на одну из сверкающих работ А. Н. Леонтьева " К вопросцу о сознательности учения " , написанную в 1944 г.; базовый труд известного ...
Связь экономической науки и образования
Характер связи между экономической науки и экономического образования во многом определяются институциональным разрывом исследовательских и преподавательских областей, который сформировался в советский период. На протяжении многих лет лишь отдельные сотрудники исследовательских институтов постоянно ...