Быстро промелькнуло жаркое лето. Слабо греет тёплое солнце.
какой? × какой? ×
Утром по земле стелется лёгкий туман. В золотистый наряд оделась
какая? × какой? ×
белоствольная берёзка. Вот набежал осенний ветерок.
какие? ×
В воздухе закрутились разноцветные листья.
Затем учащиеся определяют, какой частью речи являются слова, отмеченные значком × . Затем указывается связь существительного с прилагательным, и делается вывод, что в предложении прилагательное всегда связано с существительным, «прилагается» к нему.
Далее предлагается текст с пропущенными существительными, которые даны как слова для справок:
На реке раскрылись белые … и жёлтые … .
Дикая … вывела своих утят.
Летают над водой синие … .
На берегу высокая … .
Звенят лиловые … .
Качаются пушистые … .
Высоко в небе летают быстрые … .
(Слова для справок: лилии, кувшинки, утка, стрекозы, трава, колокольчики, одуванчики, ласточки.)
Учащиеся читают текст и вставляют пропущенные слова.
Определяя, какой частью речи являются эти слова, без которых текст непонятен, учащиеся подчёркивают прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся, и отвечают на вопрос, с какой частью речи связано прилагательное. Связь прилагательного с существительным показывается с помощью стрелки от существительного к прилагательному и значка × над существительным.
Чтобы ученики осмыслили значение прилагательного в речи и их изобразительные свойства, лучше всего предложить им для наблюдений небольшой текст, представляющий собой художественное описание, в котором намеренно пропущены все имена прилагательные.
После дождя.
После дождя выглянуло солнце. Оно пробивается в аллейке сада между ветвями и падает пятнами на песок. Перезваниваются капельки. Над землёй поднимается пар.
А вот этот же текст с восстановленными в нём прилагательными.
После дождя.
После короткого бурного дождя выглянуло жаркое солнце. Оно пробивается в тенистой аллейке сада между зелёными ветвями и падает светлыми пятнами на мокрый песок. Весело перезваниваются добрые капельки. Над землёй поднимается лёгкий пар.
Учащиеся сравнивают их и дают оценку каждого, делая затем вывод, что прилагательные делают нашу речь яркой, красочной и понятной.
Полезно провести ещё аналогичную работу, но несколько изменив задание, например:
Задание: Спишите текст, вписывая в него имена прилагательные, данные в списке слов для справок.
Осень пришла.
Быстро промелькнуло … лето. Уже слабо греет … солнышко.
Утром по земле стелется … туман. В … наряд оделась … берёзка. Вот набежал … ветерок. В воздухе закружились … листья.
Слова для справок: разноцветный, лёгкий, белоствольный, жаркий, осенний, белый, яркий.
После того, как упражнение будет выполнено, дети устно отвечают на вопросы: «Какое описание является более полным, точным и ярким? Назовите слова, которые помогли более полно, точно и ярко описать природу осенью. К какой части речи относятся эти слова?»
Целесообразно предложить учащимся задание творческого характера, например:
- Прочитайте. О каком времени года говорится в тексте?
Наступило ясное утро. Подул тёплый ласковый ветер. Земля покрылась пёстрым ковром.
- Почему вы так думаете?
- Какие слова помогли вам понять, что в тексте говорится о лете?
- Какой частью речи они являются?
- Давайте поменяем время года: вместо этих прилагательных вставим другие, так, чтобы получилось описание осени, зимы.
Наступило пасмурное утро. Подул влажный ветер. Земля покрылась жёлтым ковром.
Наступило морозное утро. Подул холодный ветер. Земля покрылась белым ковром.
Слова для справок: пасмурное, морозное; влажный, холодный; жёлтый, белый.
Для развития навыка в выборе имени прилагательного необходимы систематические упражнения. Целесообразны упражнения по восстановлению прилагательных, преднамеренно опущенных учителем. По окончании работы учащиеся могут сопоставить свой выбор с выбором автора.
Познавательно о обучении:
Нарушения лексики
Особенности словарного запаса умственно отсталых детей привлекали внимание многих авторов, которые отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря. У умственно отсталых школьников выявляется бедность словарного запаса, неточно ...
Цифровые образовательные ресурсы и их виды по представлению и содержанию
Цифровой образовательный ресурс – продукт, используемый в образовательных целях, для воспроизведения которого нужен компьютер. Динамично развивающиеся информационные технологии предоставляют новые, эффективно дополняющие традиционные средства для образовательного процесса, которые многие педагоги в ...
Описание учебных задач и уточнение целей обучения
В ходе анализа (первые два шага этапа «Описание целей и условий обучения») описываются цели разработки учебных материалов, выявляются особенности целевой группы (контингент учащихся), уточняется совокупность используемых средств обучения. Всё готово к заключительному шагу первого этапа: описание уч ...