Экспериментальная система работы по изучению темы: «Имя прилагательное. Родовые окончания имён прилагательных»

Новая педагогика » Система работы по усвоению родовых окончаний имён прилагательных учащимися 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида » Экспериментальная система работы по изучению темы: «Имя прилагательное. Родовые окончания имён прилагательных»

Страница 1

Формирование понятия об имени прилагательном начинается с повторения знаний учащихся о признаках предмета. Для этого учащиеся под руководством учителя устанавливают, что каждый предмет имеет не один, а несколько признаков, что признаки характеризуют предметы с разных сторон, что один и тот же признак может быть у разных предметов, и признаки могут быть противоположного значения. На практическом материале учащиеся восстанавливают в памяти, что слова, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? – это имена прилагательные.

Например:

На столе у учителя лежат: сахар, лента, яблоко, тетради.

Вопросы классу:

- Что у меня в руке? (Слово сахар записывается на доске).

-Что вы можете сказать о сахаре? Какой он? (К слову сахар записываются слова: сладкий, белый, твёрдый,).

Подобные вопросы ставятся при рассмотрении остальных предметов. В итоге на доске получается запись.

Сахар ( _ ) сладкий, белый, твёрдый.

Лента ( _) шёлковая, синяя, узкая, длинная.

Яблоко ( _) спелое, сочное, сладкое, румяное.

Тетради ( _ ) новые, чистые, ученические.

- Названиями чего являются слова сахар, лента, яблоко, тетради?

- Как вы узнали, что все они предметы?

- На какой вопрос отвечают слова: сладкий, белый, твёрдый? (Вопрос какой? записывается в скобках и т. д.).

- Что обозначают слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

В процессе выполнения упражнений по определению признаков предмета и постановки к ним вопроса, учащиеся 6 класса вспоминают, что слова, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? – это имена прилагательные.

Эти наблюдения над лексическим значением имён прилагательных предваряют усвоение грамматического значения и грамматических форм имени прилагательного как части речи.

При определении методических приёмов нужно учитывать особенность этой части речи, которая заключается в зависимости прилагательного от имени существительного. Эта зависимость не только смысловая, но и грамматическая. Смысловую зависимость можно показать при формировании понятия, а грамматическую позже, при изучении грамматических признаков имени прилагательного.

Задание №1.

К существительным из левого столбика подобрать подходящие по смыслу прилагательные из правого столбика.

Декабрь (какой?)

Линейка (какая?)

Лицо (какое?)

Каникулы (какие?)

длинная, деревянная, ученическая

школьные, зимние, радостные

снежный, морозный, хмурый

румяное, симпатичное, приветливое

Задание №2.

К существительным подобрать подходящие по смыслу прилагательные из скобок.

Подстаканник, ландыш (серебристый, серебряный).

Переход, день (трудный, трудовой).

Рассада, капуста (цветная, цветочная).

Забота, весна (дружная, дружеская).

Для закрепления понятия о том, что прилагательное характеризует предмет, т. е. относится к существительному, учащимся предлагается обозначить эту связь так:

Далее основное внимание учитель обращает на зависимость прилагательного от существительного. Учащиеся должны научиться анализировать предложения, улавливать связи согласования прилагательного с существительным, научиться находить словосочетания прилагательного с существительным.

Установление связей и зависимостей является для умственно отсталых школьников чрезвычайно сложным действием. Здесь всё будет решать количество разнообразных упражнений на установление связей между словами, определённая последовательность их и система. Нужна и специальная система упражнений в составлении предложений с именами прилагательными.

В начале предлагается текст, в котором учащиеся находят имена прилагательные и слова, от которых ставится вопрос, отмечая их значком ×.

какое? × какое? ×

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Социально – психологическая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст, как любой другой, характеризуется рядом противоречий. Главное из них состоит в том, что ребенок одновременно тяготеет к двум противоположным позициям: ребенка и взрослого. С одной стороны, он все еще стремится оставаться ребенком, т. е. человеком, не имеющим обременительны ...

Нарушения грамматического строя речи
Как показали исследования многих авторов (В.Г. Петрова, М.Ф. Гнездилов, М.Ф. Феофанов, А.П. Федченко, Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаева), у умственно отсталых школьников наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих задани ...

Формирование экологической культуры детей средствами наблюдения за объектами живой природы
Формирование экологической культуры представляет собой совокупность экологических идей, народных и нравственно-экологических понятий, интеллектуальных и практических умений и навыков, опыта творческой природоохранительной деятельности. Самоанализ занятия по экологическому воспитанию «Что цветет на ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru