Рассмотрим специфику психодиагностического обследования на примере детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям прежде всего относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания.
Когда говорится о сознании в контексте психодиагностики, то имеется в виду произвольность, внутренний волевой контроль и опосредованность речью основных познавательных процессов ребёнка, его восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Как сознательно регулируемые, эти процессы у большей части дошкольников находятся на сравнительно низком уровне развития, так как когнитивное развитие в данном возрасте ещё далеко не завершено. Приобретение познавательными процессами произвольности начинается у ребёнка примерно с трех - четырёхлетнего возраста и завершается только к концу подросткового возраста. Поэтому, осуществляя психодиагностику детей дошкольного возраста, особенного раннего, следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребёнка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами. Если это условие не учитывается, то в результате тестирования возникает опасность получить такие данные, которые не вполее соответствуют реальному уровню познавательного развития ребёнка. Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребёнком, необходимо тестовые психодиагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволит адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольности познавательных процессов, а с другой стороны – реальный уровень их развития в том случае, если они ещё не являются произвольными.
Что же касается детей более старшего дошкольного возраста, от трёх- четырех до пяти-шести лет, то у них уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Вместе с тем значительная часть детей этого возраста всё же характеризуется доминированием непроизвольных процессов, и именно на такие процессы опирается ребёнок, познавая окружающий мир. Психодинамика детей этого возраста, следовательно, должна быть двояконаправленной: как на детальное изучение развития природных, или непроизвольных, познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.
Когда мы говорим о сравнительно низком уровне развития самосознания дошкольников, то вкладываем в это следующий смысл: дети- дошкольники, особенно в возрасте до четырёх лет, ещё весьма слабо осознаёт собственные личностные качества и не в состоянии дать правильную оценку своего поведения. Самооценка и уровень притязаний у них ещё не оформились на столько, чтобы иметь чёткое представление себе, о своих достоинствах и недостатках.
Дети более старшего возраста, от четырёх до шести лет, имеют уже такие возможности и в состоянии оценивать себя как личностей, но ещё в ограниченных пределах, главным образом те свойства личности и особенности поведения, на которые обращали, общаясь с ребёнком, неоднократно его внимание окружающие взрослые люди.
Из сказанного следует, что методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до четырёхлетнего возраста не должны включать в себя такие задания и вопросы, которые ориентированы на самосознание ребёнка и предполагают с его стороны осознанную, взвешенную оценку собственных личностных качеств. Нарушение этого правила может привести к тому, что ребёнок или не будет отвечать на поставленные вопросы, или даст ответы на них механически, без должного понимания сути самих вопросов.
Детям в возрасте от четырёх до шести лет можно уже предлагать личностные и поведенческие опросники, опирающиеся на самооценку. Однако и в этом случае следует иметь в виду, что самооценочные возможности ребёнка данного возраста не безграничны.
В связи со сказанным при проведении личностной и поведенческой психодиагностики детей дошкольного возраста рекомендуется чаще обращаться в методу внешней, экспертной оценки, используя в качестве экспертов независимых, профессионально подготовленных взрослых людей, хорошо знающих данного ребёнка. В старшем дошкольном возрасте к экспертным оценкам можно добавлять самооценку ребёнка, но всё же больше доверять суждениям взрослых о нём.
Есть определённые трудности и ограничения, связанные с использованием методик психодиагностики опросного типа в данном возрасте. Для детей-дошкольников не вполне годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа, адресуемые недостаточно осознаваемым личностным качествам. Если речь идёт о косвенных суждениях, то они также не должны включать в себя особенности психологии поведения, которые ребёнок-дошкольник ещё не достаточно хорошо осознаёт. Вообще, использование подобных опросников в психодиагностических целях в дошкольном возрасте следует свести к минимуму, и если обращение к ним неизбежно, то каждый вопрос необходимо подробно и доступно разъяснить ребёнку.
Познавательно о обучении:
Характеристика модели обучения как дидактической категории
Образование есть целенаправленный процесс (или деятельность) воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Педагогическая наука изучает обучение и воспитание в их единстве и целостности. Выделяют, соответственно, педагогические дисциплины – теорию обучения и теорию воспитания. ...
Особенности воспитательного процесса
детский сад япония дошкольное образование Группы в японских детских садах маленькие: 6-8 человек. И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вп ...
Основные приоритеты в области биологического
образования
Новая социокультурная ориентация школьной биологии предполагает развитие у учеников творческих способностей. Для этого необходимо ознакомление с самой структурой знаний, построение философско-методологических и теоретических стержней, обеспечивающих поиск проблем, открытия, озарения, интеллектуальн ...