Нами были определены следующие критерии и показатели:
Первый критерий – усвоение морфологической речи дошкольников, где показателями было:
умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;
согласование слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, под, около);
усвоение формы родительного падежа единственного и множественного числа.
Второй критерий – усвоение навыков словообразования:
- умение правильно называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе;
- употребление в речи существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Третий критерий – усвоение навыков в области построения предложений (синтаксис):
- умения употреблять простые предложения.
Формирование грамматической стороны речи детей младшего дошкольного возраста – постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя речи детской речи. В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.
Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.
1. Изучив научную литературу по формированию грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста, узнали, что этой проблемой занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые, среди которых психологи, педагоги, лингвисты, такие как, Е.Н. Водовозова, А.Н. Гвоздев, Л.С. Пешковский, А.С. Симонович, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Н.К. Крупская, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина и др.
2. Изучив программу А. Богуш «Мовленнєвий компонент дошкільної освіти» отметили, что содержанием грамматической компетенции является формирование грамматически правильной речи детей в практической речевой деятельности.
Наиболее эффективными методами формирования грамматически правильной речи в дошкольном учреждении являются использование заданий, упражнений и дидактических игр.
3. Для изучения грамматически правильной речи нами были определены критерии и показатели оценивания усвоения детьми грамматического строя родной речи. Опишем их.
Первый критерий – усвоение морфологической речи дошкольников, где показателями были:
умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;
- согласование слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, под, около);
- усвоение формы родительного падежа единственного и множественного числа.
Второй критерий – усвоение навыков словообразования:
умение правильно называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе;
употребление в речи существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Третий критерий – усвоение навыков в области построения предложений (синтаксис): - умения употреблять простые предложения;
4. В результате проведения диагностики мы установили, общие уровни сформированности грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста:
Познавательно о обучении:
Двигательный режим как фактор укрепления здоровья
Под активным двигательным режимом понимают регламентированную по интенсивности физическую нагрузку, которая полностью удовлетворяет биологическую потребность в движениях, соответствует функциональным возможностям неравномерно развивающихся систем растущего организма, способствует укреплению здоровь ...
Роль современного географического образования в развитии познавательной
активности учащихся
На протяжении весьма длительного времени (с 1934 г. до конца 1980-х гг.) содержание школьной географии, в сущности, отражало содержание географии как академической науки. В качестве «основ наук» выступали системы знаний. Например, при изучении физической географии выделялись геолого-геоморфологичес ...
Система методологических знаний и умений в СШ
Для реализации на практике образовательных и воспитательных функций методологии науки необходимо разработать целостную систему формирования у учащихся методологических знаний и умений. Эти знания и умения довольно обширны, поэтому возникает проблема их отбора в учебных целях. С точки зрения основны ...