Формирование грамматически правильной речи детей четырех лет

Новая педагогика » Формирование грамматически правильной речи детей четырех лет

В настоящее время в работах ученых достигнуты определенные успехи в определении нарушений грамматического строя речи младших дошкольников и разработаны методы по их преодолению. Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, и необходимым компонентом этого воспитания, несомненно, должно быть овладение всем богатством родного языка. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Язык и речь – это основное средство появления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций. Правильность речи – соответствие установленных в литературной речи законом, правилами и нормами. Овладение грамматическим строем речи осуществляется на основе познавательного развития в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов деятельности, опосредованных словом, в общении со взрослым и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия. Формирование грамматического строя языка ребенка является «спонтанным» процессом; ребенок «извлекает» язык, его грамматическую систему из фактов воспринимаемой речи, в которой язык выполняет коммуникативную функцию и представлен не системно. Поэтому одна из важнейших задач дошкольных учреждений – формирование грамматически правильной речи детей.

Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка.

Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые, среди которых психологи, педагоги, лингвисты, такие как, Е.Н. Водовозова, А.Н. Гвоздев, Л.С. Пешковский, А.С. Симонович, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Н.К. Крупская, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина и др.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей максимально сенситивный период развития.

Развитие речи тесно связано с развитием мышление ребенка. Освоение грамматически правильной речи дает возможность детей свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Изучение сформированности грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста».

Объект исследования – процесс формирования грамматически правильной речи детей 5 г.ж.

Предмет исследования – возрастные и индивидуальные особенности усвоения грамматического строя речи детьми 4-го года жизни.

Цель исследования – изучить процесс формирования грамматического строя речи детей 5-го года жизни, выявить и охарактеризовать возрастные и индивидуальные особенности усвоения грамматического строя речи младших дошкольников.

Гипотеза – уровни сформированности грамматически правильной речи детей 5-го года жизни определяются их возрастными и индивидуальными особенностями усвоения грамматической стороны речи, содержательностью работы дошкольных учреждений по формированию у детей грамматической компетенции.

Задачи:

1. Изучить научную литературу по проблеме формирования грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста;

2. Дать содержательную характеристику грамматической компетенции детей дошкольного возраста;

3. Провести обследование речи детей, определить и дать характеристику уровням сформированности грамматического строя речи детей 5-го года жизни;

4. Путем опытно-экспериментальной работы определить и дать характеристику возрастным и индивидуальным особенностям усвоения грамматического строя речи детей 5 г.ж.

Методы исследования:

Теоретический;

Эмпирический;

Диагностический.

Познавательно о обучении:

Профильное обучение в старших классах как направление педагогической инновации
Реализация в российской школе профильного обучения является одним из крупных нововведений. Масштаб планируемых и ожидаемых последствий обязывает вдумчиво отнестись к основаниям проектирования и технологии деятельности будущей профильной школы. Разработка системы профильного обучения должна происход ...

Изучение работы ДОУ с семьей
Перспективный план по работе с родителями воспитанников на март неделя Родительские собрания Темы групповых и индивидуальных консультаций Тематика наглядной информации Другие формы работы 1 Родительский форум «Воспитание добротой»   Из опыта семейного воспитания «Труд – лучший воспитатель» Пап ...

Особенности употребления имен прилагательных школьниками с интеллектуальными нарушениями
Имя прилагательное играет немаловажную роль в нашей речи: оно обозначает различные признаки предметов и этим самым делает высказывания более точными и конкретными. Изучение имени прилагательного в специальной коррекционной школе VIII вида имеет большое значение для развития речи учащихся. Современн ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru