Данные корреляционного анализа между показателями шкал методик «Мотивация достижения», «Уровень субъективного контроля» и «Тест структуры интеллекта» во 2-ой группе показали наличие значимых взаимозависимостей между показателями шкал: «общий интеллект» и: «мотивация достижений» (r=0,55;p<0,001), «интернальность в области межличностных отношений» (r=0,48;p<0,01) (таблица 8).
Таблица 8
Коэффициенты корреляции (по Спирмену) между показателями шкал методик «Тест структуры интеллекта Амтхауэра», «Уровень субъективного контроля» и методикой «Мотивация достижений» во 2-ой группе
Шкалы методик |
Общий интеллект |
Мотивация достижений |
0,55*** |
Интернальность в области межличностных отношений |
0,48** |
Примечание: *- р<0,05; **- р<0,01; ***- р<0,001 |
Соответственно полученным результатам, можно предположить, что уровень интеллекта влияет на мотивацию студента и на его локус-контроля. Чем выше уровень интеллекта, тем больше ответственности чувствует человек за складывающиеся межличностные отношения с окружающими его людьми и тем более его мотивация будет стремиться к мотивации достижения.
Активное обучение, все более проникающее в различные сферы человеческой деятельности, знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении и практике. Имитационная игра, как вариант активного обучения, отражает реальный бизнес-процесс, профессиональную деятельность, поэтому она как никакая другая форма обучения позволяет студентам еще до окончания ВУЗа почувствовать себя увереннее в профессии и что самое ценное, позволяет переводить теоретические знания в профессиональные практические навыки. Имитационная игра - это работа участников в условном, вымышленном пространстве, что позволяет повысить мотивацию студентов к профессии, сфокусироваться на главных, основополагающих моментах изучаемого бизнес процесса и рассматривать свою будущую профессиональную деятельность «из другой плоскости», практической.
В исследовании мы предположили, что студенты, в обучении которых присутствуют имитационные игры, демонстрируют более высокий интеллектуальный уровень, более высокий уровень самооценки, отличаются мотивацией, направленной на достижения и интернальным локус-контроля.
В результате полученных данных мы можем видеть, что действительно интернальность локус-контроля в экспериментальной группе студентов выражена больше, но в интеллектуальном уровне, уровне самооценки и направленности мотивации значимых различий выявлено не было.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась частично.
Понятие симуляционная (имитационная) игра нашло свое распространение как общее понятие для многочисленных стратегий обучения, включающих в себя игровые элементы. Сюда входят такие понятия как ролевые игры, конфликтные игры, игры для принятия решений, деловые игры, компьютерная имитация на базе деловой игры и др. Имитационные игры сочетают такие элементы игры как соревнование, кооперация, правила и участники игры имеют дело с имитацией, отражающей характерные черты действительности.
Интеллектуальное развитие в студенческом возрасте происходит в тесной связи с формированием личности. Поскольку студенческий возраст пластичен к восприятию знаний, то проведение имитационных игр в этом возрасте существенно облегчает и сам процесс обучения, и процесс вхождения в профессию. В процессе образования личности игра сможет стимулировать осознание собственного роста, продвижения в познании выбранной профессии, осознавание ответственности за собственные достижения и себя самого в профессии, радость овладения более совершенными способами деятельности, усиление познавательной и профессиональной мотивации, а также удовольствие от процесса познавательной деятельности, что повышает самооценку себя как профессионала за счет решения практических задач.
Познавательно о обучении:
Игры на знакомство, снятие напряжения, создания благоприятной атмосферы
"Твое имя" Каждому участнику по кругу предлагается назвать свое имя, рассказать, почему его так назвали, нравится ли свое имя, как зовут в школе, дома, как хотелось, чтобы называли. Обычно мы не задумываемся о том, что связано с нашими именами. Всегда интересно узнать что-то новенькое о н ...
Мышление как познавательный процесс
Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, так считают Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. Мышление возникает на основе ...
Самостоятельное планирование и проведение индивидуальной
коррекционно-образовательной деятельности по заданию логопеда
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения с использованием коррекционно-развивающей компьютерной программы « Игры для Тигры» (подготовительный этап) Цель: коррекция звукопроизношения и воспитание культуры речевого общения. Задачи: -укрепление и совершенствование артикуляционно ...