Учитывая эти особенности, для развития коммуникативных навыков, сплочения группы, а также для развития речи и общей координации движений в работе с детьми с ЗПР социальный педагог использует театрализованные игры и упражнения, игры-хороводы, сопровождающиеся пением (часто повторяющимися словами).
Формирование и закрепление социально-коммуникативных умений и навыков детей, обогащение их коммуникативного опыта может осуществляться социальным педагогом с помощью факультативных занятий курса «Театр и дети ». Его программа включает сценические занятия, которые проводятся в игровой форме один раз в неделю в течение 30 минут во второй половине дня со всеми детьми
На занятиях дошкольники знакомятся с разными видами театра (кукольный, драматический, оперный) посредством нетрадиционных форм обучения: беседы и экскурсии в театры, проведение фестиваля сказок «Аленький цветочек», занятия в театральной мастерской, проведение занятий артистами театров города. На этих занятиях дети учатся применять наряду с вербальными и невербальные средства общения ( язык мимики и жестов), импровизировать на темы знакомых сказок, упражняются в выразительности жестов, используемых в процессе взаимодействия.
Участвуя в совместной со взрослыми деятельности с «открытым», незапрограммированным результатом (сочинение сказок с нравственным содержанием, игры с куклами), дети знакомятся с разными моделями поведения людей в конфликтных ситуациях, усваивают правила хорошего тона, этикета, социально – бытовые навыки.
Факультативный курс «Театр и дети » состоит из двух разделов: «Мастерская юного актера» и «Театральная мастерская».
«Мастерская юного актера» содержит игры и специальные упражнения, направленные на развитие и коррекцию психических функций и процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения), на развитие связной речи детей (диалогической и монологической), развитие речевых и неречевых средств общения, творческих способностей детей.
Основными задачами «Театральной мастерской» являются: обогащение знаний и представлений дошкольников о театре, театральных профессиях, а также привлечение их к самостоятельному изготовлению атрибутов к спектаклям.
При выполнении игровых упражнений у детей совершенствуются навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развиваются умения поддерживать беседу на определенную тему.
Родители и педагоги непосредственно участвуют в коррекционно-педагогической работе. Для них можно организовать факультативные занятия «Мы и наши дети », которые состоят из индивидуальных бесед, теоретических и практических семинаров, совместных праздников для детей и взрослых, консультаций, круглых столов, игр на развитие социальных навыков, что способствует установлению адекватного взаимодействия взрослых и детей.
Общение ребенка-дошкольника со взрослыми не ограничивается дошкольным учреждением, оно начинается и исходно формируется прежде всего в семье. Именно семья является первой школой воспитания нравственных чувств ребенка, навыков социального поведения. Исследования Р.Д. Тригер свидетельствуют о том, что основным источником коммуникации для дошкольников с ЗПР является именно семья, мать. Вплоть до подросткового возраста взрослый играет ведущую роль в жизни детей и принимается ими как значимое лицо. Однако родители не всегда умело взаимодействуют и общаются со своими детьми.
Большинство родителей считают формирование социальных навыков важной задачей воспитания детей, но в то же время не уделяют этой проблеме должного внимания. Это свидетельствует о необходимости проведения работы с родителями с целью совершенствования их социальных умений и навыков, углубления знаний об особенностях общения с детьми с ЗПР.
В педагогической литературе достаточно обстоятельно разработаны вопросы взаимоотношений педагога с воспитанниками. Известно, что от особенностей общения педагога с детьми зависит эффективность педагогического воздействия.
Между тем, исследования показывают, что педагоги часто относятся к ребенку как к объекту педагогического воздействия, но не как к субъекту взаимодействия, что в коррекционных группах для детей с ЗПР преобладает «учебно-дисциплинарная модель общения». Основной целью такого взаимодействия является сообщение воспитанникам знаний, формирование у них определенных умений и навыков, в то время как личностному развитию, внутреннему миру ребенка внимания уделяется мало. Это противоречит современным требованиям модернизации специального образования.
Познавательно о обучении:
Методы стимулирования учебной
деятельности младших школьников
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов учения является интерес. Интерес - реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Интерес можно определить как форму проявления познавательных потребностей, что выражается в стремлении к познанию объекта или явления, овладении определен ...
Анализ экологической культуры детей среднего дошкольного возраста в ходе
проведения занятий
Цель контрольного эксперимента - проверка необходимости в проведении занятий наблюдений за объектами живой природы в повышении уровня экологической культуры детей среднего дошкольного возраста. В качестве методики по повышению уровня экологической культуры нами была выбрана методика констатирующего ...
Методика работы по раскрытию софизмов
Предъявление софизма сопровождается заданием «Найти ошибку». Необходимое условие применимости того или иного математического софизма состоит в наличии у школьников предпосылок для раскрытия этого софизма, т.е. должна быть некая база математических понятий, которой учащиеся могли бы воспользоваться ...