Ознакомление с природой в повседневной жизни

Страница 3

Вместе с воспитателем дети устанавливают, что произошло с растениями зимой, живые ли они, почему не растут, не зеленеют. Для этого нужно определить состояние земли под снегом (замерзла, твердая), воды (превратилась в лед), сделать вывод о том, что растениям зимой не хватает тепла, пищи, воды, света. Воспитатель сообщает детям, что ветви растений зимой очень хрупкие, легко ломаются. Для оказания помощи растениям он предлагает аккуратно стряхнуть снег с веток, окопать снегом деревья и кусты, чтобы они не погибли.

С этой целью организует труд.

В тихую погоду хорошо провести целевую прогулку в сквер, парк, полюбоваться зимним пейзажем. Можно показать детям почки, плотно сомкнувшие свои чешуйки, объяснить, что весной из них появятся листья. Зимой продолжается подкормка птиц. Воспитатель учит детей различать птиц по внешнему виду, издаваемым звукам, характерным повадкам, объясняет, почему не все из них улетели в теплые края. Полезно уточнить представления детей о среде обитания птиц (в воздухе, на земле), о конкретных местах их нахождения (вороны располагаются на толстых ветвях деревьев, воробьи — на ветвях кустов, голуби — на карнизах жилищ и т. д.), о способах передвижения, о питании, о поведении в мороз. Нужно вызвать у детей желание помогать птицам зимой.

Весна. Работа в уголке природы. Продолжая начатую осенью и зимой работу в уголке природы, воспитатель особое внимание обращает на ознакомление детей с процессами оживления в природе, явлениями роста, развития, размножения растений и животных. Для этого необходимо произвести посадки растений (фасоли, овса и т. д.) и организовать длительные наблюдения за ними, уход. В ходе таких наблюдений у дошкольников должны сложиться конкретные представления о росте и развитии растений: отдельных ярких стадиях, их последовательности. Вычленяя те или иные признаки происходящих изменений, воспитатель вместе с детьми зарисовывает их на отдельных карточках, помещает эти рисунки в уголок природы, устанавливая в последовательности, отражающей рост. Каждое последующее наблюдение проводится в сравнении с последней карточкой, в результате выявляются признаки развития растения.

Наблюдаемый процесс необходимо сопоставлять с условиями жизни растений весной: появление большого количества солнечных дней, увеличение длительности светлой части суток. Важно подчеркнуть необходимость более обильного полива посадок комнатных растений, обсудить с детьми изменения в способах ухода за ними.

Воспитатель организует наблюдения за животными уголка природы: они становятся более подвижны, активны, у некоторых появляются детеныши. Можно показать детям мальков гуппи, сравнить их со взрослой рыбкой по внешнему виду и поведению; понаблюдать за сидящей на гнезде канарейкой, рассказать, что она согревает своим теплом яйца, из которых вылупятся птенцы. Важно научить детей правильно вести себя возле птички, чтобы не спугнуть ее, иначе птенцы погибнут.

Наблюдения, труд и игры на участке детского сада. Весенние изменения в природе вызывают радостные переживания детей, активное познавательное отношение ко всему происходящему вокруг. Воспитатель организует наблюдения, игры на участке.

Наблюдения за изменениями в неживой природе помогут воспитателю объяснить детям многие интересные проявления жизнедеятельности живых организмов. Поэтому важно установить те факторы среды, которые определяют пробуждение жизни растений и животных: повышение температуры воздуха, увеличение длительности дня, таяние снега, появление большого количества воды, согревание земли и т. д. Перепад ночных и дневных температур позволяет воспитателю еще раз уточнить представления детей о свойствах воды, снега, льда, их переходах из одного состояния в другое. Можно организовать игры детей с сосульками, мокрым снегом, ручейками. Воспитатель предлагает детям потрогать талую воду. Ребята убеждаются, что она ещё холодная, поэтому растения не растут.

Во второй половине апреля жизнь растений, насекомых, птиц активизируется. Содержанием наблюдений может стать появление набухших почек, первых листочков, травы, первоцветов. Следует поискать с детьми причины этих явлений в окружающей их неживой природе. Воспитатель помогает соотнести условия с теми потребностями растений, о которых дошкольники уже знают: потребности в свете, тепле, влаге. Он предлагает детям убрать старые листья, взрыхлить землю, -оградить молодое растение и т. д., объясняет необходимость такой работы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Анализ организации коррекционного воспитательно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Орган ...

Наука 20 века
ХХ век богат на открытия. Теория вероятности, изобретение цифровых технологий и др. Одно из основных достижений науки ХХ века заключается в понимании того, что физический мир устроен по законам, понять и объяснить которые на языке привычных понятий достаточно сложно. Примером может служить мир кван ...

Оценка знаний, навыков и умений
Количественная оценка знаний, навыков и умений, приобретенных учащимися, выражается в баллах (отметках), а качественная - в оценочных суждениях и заключениях педагога, содержащих характеристику достоинств и недостатков ответов учащихся. После 1917 г. в России получила развитие идея обучения без отм ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru