Ознакомление с природой в повседневной жизни

Страница 5

Целевые прогулки на луг позволяют познакомить детей с луговыми растениями и животными, их жизнью летом, полюбоваться красотой и простором луга. Воспитатель просит детей назвать знакомые растения (колокольчик, луговой василек, ромашка). Рассматривая вместе с ними новые растения — одуванчик, гвоздику, побуждает детей сравнивать их по окраске, форме и величине цветка, по запаху. Педагог проводит дидактические игры с луговыми травами, читает стихи о них. чем обработать флоксы от мучнистой росы летом

Во время целевых прогулок на поляну воспитатель с подгруппами детей может понаблюдать за ее обитателями — бабочками (лимонница, капустница, махаон, крапивница), жуками (бронзовка, божья коровка), кузнечиками, пчелами. Надо уточнять и обогащать представления детей о насекомых, учить узнавать по характерным признакам внешнего вида бабочку-капустницу и муравья. Следует научить ребят сравнивать насекомых по особенностям строения (наличие и отсутствие крыльев), характеру передвижения (ползает, порхает), месту обитания (в воздухе, на земле), способу защиты от врагов. Надо дать знание о том, что насекомые живые — о'ни двигаются, питаются, приспосабливаются к защите от врагов. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

При повторных целевых прогулках на поляну, луг воспитатель продолжает знакомить детей с луговыми растениями и животными; учит узнавать и правильно называть 2—3 луговых растения, различать их по характеру стебля, цветку, форме и расположению листьев, узнавать и различать насекомых по внешнему виду, поведению; учит устанавливать связи между особенностями строения конечностей животных и способом передвижения, между потребностями в питании и местом обитания. Интересны летние экскурсии к водоему. Воспитатель рассказывает детям о том, что в нем живут разные животные (лягушки, жуки-плавунцы, личинки насекомых), растут растения (стрелолист, кувшинка), учит узнавать и различать их. При этом надо учить детей наблюдать за животными водоема, устанавливать связь между их поведением и условиями среды. Это может послужить основой для развития интереса к самостоятельным наблюдениям в природе.

Конкретизируя представления детей об обитателях водоема, следует провести наблюдение за лягушкой. Воспитатель обращает внимание детей на внешний вид животного, особенности передвижения, питания, рассказывает о месте обитания лягушки, показывает способы приспособления к окружающей среде. (При этом полезно предложить детям установить связи между строением конечностей лягушки и способом ее передвижения в воде и на суше, между окраской кожного покрова и средой.) Воспитатель сообщает детям о пользе, приносимой лягушкой, учит использовать при наблюдении слова: перепонки, влажная кожа, приспособилась. Такие наблюдения способствуют воспитанию интереса и бережного отношения к лягушкам.

С детьми 4—5 лет следует также организовать прогулку в лес. При этом надо формировать конкретное представление о лесе как месте для жизни разных растений и животных. Воспитатель учит детей .различать деревья (осина, береза, ель, сосна), 2—3 вида кустов, мох, съедобный и несъедобный гриб (мухомор); показывает некоторые конкретные проявления жизни растений и животных в лесу: питание, передвижение. Учит пользоваться словами, обозначающими названия растений, животных. Воспитывать умение вести себя в лесу, не мешать его обитателям — важная задача таких прогулок. Ценным пособием для знакомства детей с природой может стать календарь природы. В средней группе он должен быть несложным по представленному материалу, ярким. С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено увиденное.

Изменчивую погоду сезона также необходимо фиксировать. Это можно сделать, пользуясь игрушкой-пособием «Какая сегодня погода?». На плотном куске картона с укрепленной в центре подвижной стрелкой помещаются или вкладываются в прозрачные карманы кармашек для детских рисунков изображения различного, но типичного для определенного сезона состояния погоды. Если сделать картинки сменными, можно использовать календарь в течение всего года. Соединив игрушку-пособие с планшетом для детских рисунков, уже в средней группе можно создать уголок наблюдений за природой и погодой сезона. Ведение таких календарей приучает детей к вниманию, развивает умения наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом. Все формы работы с детьми педагог использует для воспитания бережного отношения к природе. Он показывает, как правильно сорвать цветок, не повредив корень, ограничивает количество растений для букета, венка, не позволяет выбрасывать сорванные растения, ловить и уничтожать мелких животных.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Познавательно о обучении:

Педагогическое общение и приемы его оптимизации. Стили общения. Методы, приемы, средства педагогического воздействия, взаимодействия
Самая неискоренимая человеческая потребность – потребность в общении. В.А. Сухомлинский Сущность педагогического взаимодействия Принципы педагогического взаимодействия Педагогическое общение Стили общения Методы, приемы, средства общения Вербальные и невербальные средства общения Сущность педагогич ...

Возрастные особенности учащихся 5-7 классов
Подростковый возраст - это возраст от 10 –11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 6-8 классов. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысл ...

Виды и содержание педагогического анализа
Любая управленческая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных действий (функций), представляющих законченный цикл: анализ; целеполагание и планирование; организационная деятельность; контроль и регулирование. Педагогическим анализом называется функция управления школой, направленн ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru