Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы в целом еще недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, воспитателю необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой в уголке природы, на участке детского сада.
Повышению системности в работе будет способствовать установление тесной связи между занятиями и другими формами ознакомления с природой (наблюдения и труд в уголке природы, на огороде, в цветнике, игра с природными материалами). В повседневной жизни следует целенаправленно и систематически накапливать чувственный и практический опыт, упражнять детей в применении полученных знаний и умений, стимулировать и поддерживать проявление интереса к окружающему миру.
Осень. Работа в уголке природы. Начиная с осени воспитателю необходимо знакомить детей с растениями и животными в детском саду. Важно пополнить уголок природы теми обитателями, которые будут предметом специально организованных наблюдений. Так, можно выкопать цветущие грунтовые растения клумб и одновременно сделать красивый букет из срезанных цветов. Воспитатель, поместив цветы в уголок природы, обращает внимание детей на состояние тех и других в первые дни, любуется ими, предлагает понюхать, рассмотреть цветы. Вместе с детьми педагог заботится о них (наливает воду в вазу, меняет ее, поливает выкопанные растения). Все вместе обсуждают, что нужно растениям.
В последующие дни педагог сравнивает состояние растений, отмечает скорое увядание растений в вазе, устанавливает его признаки и причину — отсутствие корней и земли.
В уголок природы могут быть помещены дары осени — овощи, фрукты, ягоды. Детей учат различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть. Воспитаель может определить их одним словом — плоды, рассказать детям о их назначении в жизни растений, показать семена некоторых из них. Важно сообщить детям, что растения вырастают из семян. Собранные на участке семена можно поместить в уголок природы.
Овощи и фрукты используются в дидактических играх и упражнениях типа «Узнай по вкусу», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Чей плод?» и т. д.
Постоянные обитатели уголка природы также требуют внимания и заботы осенью. Вместе с воспитателем дети осматривают растения, определяют, как они себя чувствуют, вспоминают названия. Необходимо обращать внимание детей на потребности растений, учить замечать по внешнему виду, когда им нужна помощь (полив, перестановка в светлое место), осуществлять ее правильно. При этом следует знакомить детей с основными функциями частей растения — корень держит и кормит растение, листья улавливают свет, стебель передает пищу из земли другим частям растения Осенью следует принести новых рыбок, отличающихся по внешним признакам и повадкам от тех, что уже живут в аквариуме группы, поместить в уголок природы зверька (морскую свинку или хомячка), организовать наблюдения за ними.
В ходе наблюдений воспитатель должен научить детей оценивать действия объектов как проявление их жизни, понимать, что они живые. Содержанием наблюдений могут стать выделение сходства и различия животных, своеобразие их поведения, удовлетворение некоторых потребностей, интересные повадки. Необходимо учить детей устанавливать несложную, наглядно представленную связь между особенностями внешнего строения и поведения животного (строение рта и характер пищи, способ ее добывания, строение конечностей и способ передвижения и т. д.), некоторую доступную непосредственному восприятию связь со средой обитания (особенности конечностей, повадки и т. д.).
Важно познакомить детей с потребностями животных в пище, тепле, месте обитания. Это поможет воспитателю научить дошкольников ухаживать за животными, повысить их ответственность за жизнь животных. Наблюдения, труд и игры на участке детского сада. В первую половину осени, когда погодаеще относительно теплая, воспитатель организует с детьми наблюдения за явлениями неживой природы: деятельностью солнца (количество тепла и света), характером осадков, ветра, длительностью дня. В результате систематической работы у детей складывается представление о ясной и пасмурной погоде, ее характерных особенностях. Детей следует научить отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошел дождь — появились лужи; холодно — лужи долго не высыхают; солнца нет — пасмурно, темно; дует ветер — по небу быстро двигаются облака и т. д. Необходимо, чтобы наблюдения за явлениями неживой природы были связаны с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах воспитателю следует показывать детям, что неживая природа — среда, в которой существуют растения и животные.
Познавательно о обучении:
Обзор научно-методической литературы по использованию игр
Несмотря на то, что психологи и педагоги уже давно проявляют интерес к детской игре, проблема целенаправленного формирования игры у детей дошкольного возраста с целью их развития и воспитания возникла лишь во второй половине XX века. В трудах психологов XIX и начала XX в. игра рассматривалась как о ...
Методика работы по раскрытию софизмов
Предъявление софизма сопровождается заданием «Найти ошибку». Необходимое условие применимости того или иного математического софизма состоит в наличии у школьников предпосылок для раскрытия этого софизма, т.е. должна быть некая база математических понятий, которой учащиеся могли бы воспользоваться ...
Описание примерной программы занятий
для развития мышления старших дошкольников средствами нетрадиционного рисования
Цикл занятия проводился в течение месяца с экспериментальной группой состоящей из 10 человек 4 мальчика и 6 девочек, 2 раза в неделю по 25-30 минут. Общее количество занятий -10. Исследовательская работа проводилась по плану экспериментальной работы: констатирующий, формирующий и контрольный этапы, ...