Рисунок 14
Из рисунка выше можно отметить появление практически полностью отсутствовавшего показателя средней стереотипности воображения, как минимум в два раза уменьшился показатель высокой стереотипности и увеличение показателя, имевшегося даже в начале учебного года, у небольшого количества детей, отсутствие стереотипности.
По всем рисункам можно отметить наглядный рост показателей будь то уровень реализации творческого воображения, или это определение гибкости и фиксированности образов и представлений, или когда мы смотрели степень стереотипности воображения.
Подводя итоги и анализируя результаты диагностики, хотелось бы отметить, не только рост в процентном соотношении различных параметров, но и намного возросший интерес к деятельности при выполнении заданий, лучшее принятие задачи, большая продуктивность и вариативность созданных образов, большая их оригинальность и эмоциональная насыщенность. Отмечается снижение трудностей восприятия пространственных отношений, большая способность увидеть целое по отдельным частям, немного возросший запас об окружающем мире и явлениях.
По итогам констатирующего эксперимента можно сказать о том, что использованная нами программа для развития воображения оказалась достаточно эффективной для развития творческого и воссоздающего воображения младших школьников с ОНР 2- 3 уровня.
На основании проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы: Воображение - это психический процесс, который преображает данное и порождает на этой основе новые образы. Воображение как сложный психический процесс состоит из нескольких видов (активное/пассивное, продуктивное/ репродуктивное, воссоздающее, творческое, особые виды воображения).
Воображение является необходимым условием для любой деятельности человека. Особенно важное значение приобретает этот психический процесс для детей при обучении. Любой школьный предмет (математика, литература, развитие речи, музыка изобразительное искусство и т.д.) требуют эффективной работы этой психической функции. Вот почему важно целенаправленно развивать творческое воображение на уроках изобразительного искусства в начальной школе для детей с ОНР.
Анализ результатов работы, показал, что применение разработанной нами программы «Мастерская художника» при обучении детей младшего школьного возраста с ОНР 2 – 3 уровня, способствует успешному развитию воображения, а вместе с ним так важного для детей этой категории увеличение активного словаря, расширения представлений об окружающем мире и явлениях, умению целенаправленного планирования своей деятельности.
В ходе проделанной исследовательской работе гипотеза, связанная с предположением, что использование художественного творчества в процессе обучения детей младшего школьного возраста с ОНР является необходимым условием для развития воображения.
Были изучены процессы воображения и творчества, их влияние на развитие детей с ОНР младшего школьного возраста.
В дипломной работе применялся целостный подход, раскрывающий природу воображения, виды воображения, взаимодействие воображения и творчества, творческие способности и креативность и т.д.
Проведенная работа показала, что:
· Выросли показатели уровня творческого и воссоздающего воображения;
· Уменьшился показатель стереотипности воображения;
· Наиболее интенсивно произошло развитие реализации воображения на практике
В результате проведенного исследования были изучены следующие вопросы:
1. Роль воображения в общем психическом развитии детей с ОНР
2. Роль творчества в развитии воображения
3. Сравнительный анализ особенностей связи воображения и речи показал, что эта область знания мало изучена в отечественной психологии
4. Развитие речи детей происходит в процессе изобразительной деятельности, происходит обогащение словаря школьников, осуществляется становление речи как средства общения, совершенствуется регулирующая функция речи
Познавательно о обучении:
Цели, принципы и формы реализации Дальтон-плана
Дальтон — это город в США, где впервые была применена данная технология. Американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению о том, что в них осуществляется насильное обучение, подавляющее естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать во ...
Монологическая и диалогическая речь
Как известно, устноречевое общение может иметь монологическую и диалогическую формы. Рассмотрим особенности обучения данным разновидностям устной речи подробнее. Выделяют два вида речи: диалогическую и монологическую. 1. Диалогическая речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен ...
Особенности лексико-семантического строя речи у детей с общим
недоразвитием речи
Вопрос о соотношении между развитием звукопроизношения и словарного запаса освещен в работах Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, А.К. Марковой. О.Е. Грибова, описывая нарушения лексической системы у детей с общим недоразвитием речи, указывает на то, что одним из механизмов патогенеза является несформированнос ...