Развитие связной речи является важной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. В связной речи реализуется основная, коммуникативная функции языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, точнее, модельные представления. Доказательство этому – многолетние исследования, проведенные под руководством Л.А.Венгера, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, Н.Н.Поддъякова.
Для выявления наличного уровня развития связной речи старших дошкольников был проведен констатирующий эксперимент. В эксперименте участвовала группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек. Исследование проводилось на базе ГУО «Детский центр развития ребенка № 89 г.Гродно».
Детям были предложены два задания, направленных на выявление умений отвечать на вопросы полным предложение, вести диалог, составлять рассказ по картине, кратко пересказывать сказки.
За выполнение каждого задание ребенок получает от 1 до 3 баллов с учетом следующих критерий:
1 балл – ребенок в целом не справляется с заданием;
2 балла - выполняет задание с помощью педагога;
3 балла – задание выполнено самостоятельно.
Общие результаты развития связной речи определяются по сумме баллов выполненных заданий:
Высокий уровень – 6 -5 баллов;
Средний уровень - 4-3 балла;
Низкий уровень - 2-1 балла.
Таблица 1 - Протокол исследования уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Ф.И. |
№ задания |
Общая сумма баллов |
Ф.И. |
№ задания |
Общая сумма баллов | ||
1 |
2 |
1 |
2 | ||||
Никита А. |
3 |
2 |
5 |
Мария М. |
3 |
2 |
5 |
Илья В. |
1 |
1 |
2 |
Милана М. |
2 |
2 |
4 |
Артем Г. |
3 |
3 |
6 |
Матвей Н. |
3 |
3 |
6 |
Кира Г. |
2 |
3 |
5 |
Милана С. |
3 |
2 |
5 |
Агата Д. |
2 |
2 |
4 |
Полина С. |
3 |
2 |
5 |
Николай Д. |
3 |
3 |
6 |
Саша М. |
2 |
2 |
4 |
Олег Д. |
1 |
1 |
2 |
Рома М. |
3 |
3 |
6 |
Даша Ж. |
2 |
3 |
5 |
Ян К. |
2 |
3 |
5 |
Ксения К. |
3 |
2 |
5 |
Вова К. |
1 |
1 |
2 |
Познавательно о обучении:
Виды научно-исследовательских работ
Основными видами являются: подготовка обзорного реферата на определенную тему, отдельные исследования в ходе практических и лабораторных работ, при подготовке докладов и выступлений на конференциях и семинарах, разработке отдельных научно-исследовательских вопросов в курсовых и дипломных работах, и ...
Требования к проведению наблюдения
В повседневной жизни в течение учебного года в любой возрастной группе проводится много разных наблюдений в природе. От организации и методических приемов, которые использует воспитатель, зависят усвоение детьми содержания наблюдений, развитие интереса к ним и желания добровольно в них участвовать. ...
Урок – основная форма организации занятий с
учащимися,отнесенными к специальной медицинской
группе
Ученики, отнесенные к специальной группе, занимаются по особой программе. В ее основу проложено содержание общей программы, из практического раздела которой исключены средства физического воспитания, способные вызывать перенапряжения организма, например, физические упражнения, приводящие к максимал ...