Принципы комплектования медицинских групп

Страница 1

Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой.

В некоторых школах допускается практика совместных занятий школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с учащимися основной и подготовительной групп. Такие занятия малоэффективны. Дети этой группы обычно малоподвижны, не решаются выполнить ряд упражнений, стесняются на занятиях, движения делают неуверенно и робко, боясь ошибиться и стать предметом насмешек.

В других школах при медицинских осмотрах часть детей освобождают от занятий, но в часы уроков физического воспитания предоставляют их самим себе и нередко за эти 40 мин они подвергаются гораздо большей физической нагрузке, чем та, которую они могли бы получить на уроке.

В некоторых случаях ученикам, которым запрещено заниматься физкультурой, разрешают наблюдать за занятиями своих товарищей. Иногда такие дети уча­ствуют в подготовительной части урока физкультуры, от основной части урока их освобождают, и они включаются в занятия только в конце урока, что резко повышает их физическую нагрузку. Все перечисленные методы являются неправильными. Они часто угнетающе действуют на психику детей. Поэтому занятия по физической культуре для учащихся с ослабленным здоровьем следует проводить отдельно от других школьников, что щадит их психику и освобождает от излишнего напряжения.

Комплектование специальных медицинских групп перед новым учебным годом должно осуществляться с учетом возраста, показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса (до 1 июня), по данным медицинского обследования, проведенного в апреле-мае текущего года. Наполняемость групп – 10-15 человек.

Списки детей с указанием диагноза медицинской группы, завизированные врачом школы, с печатью детской поликлиники, передаются директорам школ, учителям физкультуры и во врачебно-физкультурные диспансеры. Директора до 1 сентября должны оформить приказом по школе создание специальной медицинской группы. Учителя физкультуры совместно с медработниками оформляют индивидуальные карты занимающихся в спецгруппе (таблица 2.3.).

Антропометрические данные (рост, масса, окруж­ность грудной клетки, спирометрия, динамометрия и др.), данные функциональных проб (ортостатическая и клиностатическая пробы, пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе, пробы на скорость активных дви­жений; пульс, частота дыхания, артериальное давле­ние до и после 10 приседаний за 15 с и время восста­новления) заносятся в личную карточку перед началом занятий и периодически (один раз в квартал) определяются в процессе занятий.

Повторные антропометрические и функциональные измерения позволяют следить за динамикой физическо­го развития школьников, учитывать и оценивать вли­яние на организм учащегося систематических заня­тий, контролировать учебный процесс. Перед началом занятий необходимо собрать детей, которые относятся к специальной группе, вместе с родителями и педаго­гическим коллективом (директор, классные руководите­ли), провести беседу с ними о профилактическом зна­чении физкультуры, о режиме дня, гигиенической гимнастике, закаливании и организации быта школь­ников. В заключение организовать показательные вы­ступления лучших спортсменов школы и детей специ­альной группы, которые уже занимались физкультурой продолжительное время и достигли успехов. Все эти мероприятия помогут убедить родителей в том, что их дети могут стать сильными, ловкими и здоровыми, если они и в домашней обстановке будут выполнять требования школы в отношении правильного ведения режи­ма дня.

Таблица 2.3.

Карточка учета физического развития и физической подготовленности

1. Фамилия, имя _

2. Школа Класс

3. Перенесенные заболевания _Диагноз

Антропометрические признаки и функциональные данные

дата обследования

1

2

3

4

Рост, см

Масса, кг

Окружность грудной клетки, см пауза

вдох

выдох

размах

Спирометрия, см3

Динамометрия ручная правая кисть, кг

левая кисть, кг

Пульс до урока

после урока

Частота дыхания

Ортостатическая проба

Клиностатическая проба

Задержка дыхания на фазе вдоха, с

Задержка дыхания на фазе выдоха, с

Проба на скорость активных движений

Осанка - (а) нормальная, б) выпрямленная,

в) сутулая, г) кифотическая,

д) лордотическая, е) сколиотическая

Форма грудной клетки (нор­мальная, плоская, куриная, воронкообразная)

Форма стопы (нормальная, уплощенная, плоская, косо­лапая)

Физическая подготовлен­ность:

а) прыжок в длину с места

б) подскок вверх

в) сгибание рук при прилегании в смешанном упоре

г) поднимание ног в по­ложении лежа

д) поднимание туловища, ноги фиксированы

е) метание набивного мяча

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Контроль знаний в процессе школьного обучения
Контроль знаний учащихся является составной часть процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Многие учителя подходят к традиционной организации контроля и используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка зн ...

Основные понятия и принципы сопровождения
История зарождения в системе образования системы комплексной помощи ребёнку в развитии одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая - всего 10-15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специали ...

Психолого-педагогические основы формирования начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста
В переводе с греческого языка «экология» - это наука о доме, жилище («ойкос» - дом, «логос» - наука). Возникнув еще в прошлом веке как часть зоологии, экология определялась как наука о взаимоотношениях живых организмах с окружающей средой и друг с другом. Сейчас это направление называется биологиче ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru