Приемы стимулирования учебной деятельности младших школьников

Страница 2

Стимулы, которые мы советуем находить и применять учителям, опираются на тонкие, деликатные «подталкивания» учеников к выполнению определенных действий и исключают открытое «давление», грубое принуждение.

1. Необходимо опираться на желания. Чего хочет ученик? - главный вопрос для учителя. Нужно понять, что важно то, чего хочет ученик. Необходимо изменять направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями.

2. Необходимо сравнивать, приводить примеры. Подласый И.П. Приводит такой пример. В рассказе А. Чехова «Дома» повествуется о маленьком мальчике, который начал курить и на него совсем не действовали просьбы и уговоры отца: мальчик пропускал отцовские поучения мимо ушей. Но после того как отец рассказал ему сказку, в которой счастливый принц из-за курения заболел, а затем и умер, и все его царство погибло, мальчик неожиданно заявил, что он больше «никогда не будет курить».

3. Следует заставлять учеников страстно чего-то пожелать. Пусть это будут поначалу даже желания, которые не совсем согласуются с педагогическими намерениями. Главное, чтобы они возникли, и была возможность опереться на них. В настоящее время характерен инфантилизм: желания детей смутны и неопределенны, порой их нет совсем. Необходимо подталкивать детей к нормальным человеческим желаниям, оформлять их смутные стремления в прагматические (деловые, жизненные) потребности. Тогда можно будет подобрать конкретные и определенные стимулы для мобилизации усилий.

4. Пытайтесь понять. Подласый И.П., ссылаясь на исследования Дусавицкого А.К., указывает, что от 20 до 50% школьников вообще не имеют учебных познавательных интересов либо эти интересы расплывчаты, аморфны, случайны, т. е. относятся к эпизодическим, репродуктивным интересам, требующим постоянного возбуждения. Однако есть множество других интересов — к деньгам, играм, превосходству, лидерству, успеху. Есть еще врожденная любознательность, природные склонности. Их принято называть побочными. Однако именно широта интересов характеризует нормально развивающегося человека: он должен все попробовать, ощутить, проверить на себе. Есть множество способов обратить «побочные» интересы в мощный стимул воспитания, учения и самосовершенствования. Один из них опирается на склонность детей к яркому образу, красивой форме. Интеллект связан с непосредственными побуждениями, и школьник ищет более привлекательную форму. Необходимо идти от формы к содержанию, от эмоций к логике.

5. Говорите о том, что интересует детей. Следует проявлять уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Пусть большую часть времени говорят ученики. Не следует бояться признать свою недостаточную осведомленность в некоторых вопросах, пусть дети выступят «учителем». Необходимо также учитывать и то, что человека больше всего интересует его собственное имя. Следует использовать эту страсть в качестве стимула: писать крупными буквами на классной доске, на плакатах и стендах имена чем-то отличившихся ребят.

6. Используйте намерения. Намерение возникает на основе потребности. Например, третьеклассник твердо решил стать десантником. Он уже записался в секцию, ходит на тренировки. Разумно помогать детям в их намерениях. Часть намерений возникает под влиянием ситуационных мотивов, и ученик не задумывается, хватит ли у него сил, знаний, умений и времени, чтобы осуществить задуманное. Обстоятельства оказываются сильнее, он не в состоянии выполнить задуманное. Не следует упрекать его за невыполненное обещание. Лучше ободрить и помочь принять реальное, выполнимое намерение, а если намерение сложное и требует длительных усилий — научить, как постепенно приблизиться к его осуществлению.

7. Поощряйте желание добиться признания. Всем людям свойственно желание быть признанными. Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания. Их подгоняет высокий уровень притязаний. Не следует пренебрегать этим стимулом, если он укоренился в сознании и оказывает на учебный процесс благоприятное воздействие. Задача учителя — помочь ребенку обрести уверенность в себе.

8. Показывайте последствия совершаемых поступков. А. Гаврилова предлагала школьникам разного возраста прочесть специально составленный текст, в котором ученик, получивший в подарок собаку, заметил, что она тоскует по своему прежнему хозяину. Дети должны были дописать, отдаст школьник собаку хозяину или, невзирая на ее мучения, оставит себе. Почти все, прошедшие через опыт, ответили отрицательно. Подобным образом они отвечали и в тех случаях, когда требовалось проявить сочувствие не к животному, а к попавшему в беду человеку. Это свидетельствует о том, что дети не умеют становиться на точку зрения другого человека, представлять себе его переживания. Не научены они оценивать и последствия совершаемых действий, поступков. Если учитель вовремя, эмоционально и убедительно раскроет глаза детям, он получит дополнительный и весомый стимул для изменения поведения в лучшую сторону.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Общая характеристика дифференцированного зачета по теме: «Алгебраические дроби»
Дифференцированный зачет разработан для учащихся 7 класса, которые изучают алгебру по программе МПИ-проект, разработанной авторским коллективом под руководством Э.Г. Гельфман и М.А.Холодной. В рамках этой программы создана серия учебных книг, одной из которых является книга Э.Г.Гельфман, Л.М. Алфут ...

Организация и методы изучения воображения
Исследование проводилось в Муниципальном специальном «коррекционном» образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. «Барнаульская специальная «коррекционная» общеобразовательная школа интернат № 4 V вида», в период с 1сентября 2008 по 20 мая 2009г. ...

Сущность эстетического воспитания
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru