Развитию мотивации необходимы стимулирующая среда и целенаправленное влияние через систему педагогических приемов. Среди множества приемов по изучению и развитию мотивации можно выделить следующие.
1. Дети отличаются любопытством. Они проявляют особенный интерес к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда ученикам преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается насыщение любопытства. Ученики отвлекаются от того, что происходит на уроках, начинают вертеться, ерзать, заниматься посторонними делами — наступает так называемое «двигательное беспокойство». Поэтому учителю следует помнить об «эффекте любопытства», учиться управлять им.
Подобное происходит и в том случае, когда ученикам не за что «зацепиться» в своем прошлом опыте. Вот как пишет об этом Л.С. Выготский: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому-либо предмету или явлению. Следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу — таково правило».
2. Использование эффекта загадки. Ученики охотно занимаются различными необычными задачами. Они с удовольствием разгадывают викторины, загадки, кроссворды и т. п. К поиску объяснений подталкивают противоречия. Дети стремятся осмыслить и упорядочить окружающий их мир. Когда сталкиваются с противоречиями, они стараются дать им объяснение. Если вам удастся вплести их в канву урока, считайте, что вам уже удалось пробудить у них желание решать те задачи, которые вы перед ними поставили.
Рассмотренные приемы мотивации срабатывают только тогда, когда ученики чувствуют себя уверенно. Они должны быть убеждены в том, что «доросли» до тех требований и ожиданий, которые к ним относятся. Чем больше им доверяют, тем охотнее они сотрудничают с учителем. Поэтому одно из самых действенных средств стимулирования мотивации заключается в том, чтобы укрепить уверенность учеников в собственных силах. При этом полезно использовать «самосравнение», т. е. оценку реальных результатов и тех результатов, которые ученик мог бы иметь при должном отношении к учебе.
Обучение в условиях повышенной напряженности, а тем более стресса блокирует мыслительную деятельность. Стресс вызывает желание избегать контакта с незнакомым миром вместо желания познавать его. Учеба в школе, как показали исследования психологов, связана с появлением ряда комплексов, среди которых потеря интереса к учению наиболее распространенная. Помня об этом, учитель никогда не будет доводить напряжение в учебе до критического уровня. Его постоянной заботой будет создание ситуаций для поддержания у школьников общего положительного отношения к учению, школе, педагогам.
Мотивации способствует оптимальная напряженность классной работы. Опыт показывает, что подходящим средством для того, чтобы поддерживать необходимую напряженность процесса обучения, является изменение формы общения. Формы общения в данном случае – это виды и способы группирования учеников на занятиях:
со всем классом: беседа с учителем, обсуждение, инструктаж;
с малой группой: 3—7 учеников работают над заданием, решение которого затем обсуждается всем классом;
в парах: двое учеников обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всем классом;
индивидуальную: каждый ученик индивидуально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями остальных.
Разнообразие дети рассматривают как приятную перемену деятельности. Это потому, что во время однообразной деятельности быстро наступает усталость, снижается внимание. И наоборот, оно повышается, когда сообщается новая информация, решаются новые задачи, преодолеваются новые препятствия. Поэтому следует регулярно изменять учебную ситуацию.
Таким образом, учитель будет постоянно изучать мотивы учебы и поведения своих учеников. Для этого он использует наблюдение, анкетирование, беседы, экспертные оценки. Обследование будет проводиться по определенной системе.
Учение для школьника - трудное занятие. Одного лишь понимания того, что нужно учиться, далеко не достаточно. Нередко оказывается, что ребенок умом все уже понимает, но его интеллект идет на поводу эмоциональных переживаний, связанных с непосредственными побуждениями, и тогда ученик ищет и находит оправдания для выбора более привлекательных для него занятий. В этом случае все решают правильно подобранные и примененные стимулы. Мотивация деятельности и поведения, выбор и применение стимулов в младшем школьном возрасте имеют свои особенности. Знание ребенка, его потребностей и желаний - ключ к правильному решению всех проблем. Большое значение имеет для ученика начальной школы осторожное и мягкое подталкивание - стимулирование. Учитель будет настойчиво изучать желания детей, чтобы находить способы стимулирования, исходящие из детской природы.
Познавательно о обучении:
Дифференцированный
подход к организации контроля
Как отмечалось ранее, в настоящее время принципиальные изменения в школе связаны с введением дифференцированного обучения. Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциации. Ее основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям ...
Теоретические аспекты реабилитации детей группы риска в интернатном
учреждении
Не многим интернатным учреждениям удается преодолеть факторы, травмирующие воспитанников: госпитальный принцип организации жизненного пространства; замкнутость и слабый контакт с социальным окружением; пошаговый контроль и полная зависимость ребенка от настроения взрослых; нарушенность важных для р ...
Содержание образования в контексте военно-патриотического воспитания
Военно-патриотическое воспитание — составная часть образовательного процесса. Казалось бы, здесь не о чем спорить. Однако целый ряд учебников и учебных пособий, например, по истории России, рекомендованных Министерством науки и образования России, в этом отношении не выдерживают никакой критики. Та ...