При разработке календарных планов по каждому классу учитель должен опираться на основные требования реформы общеобразовательной и профессиональной школы, в которых сказано, что, для совершенствования содержания образования необходимо:
- предельно четко изложить основные понятия и ведущие идеи учебных дисциплин, обеспечить необходимое отражение в них новых достижений науки и практики;
- коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую направленность содержания образования; больше уделять внимания практическим и лабораторным занятиям, показу технологического применения законов физики, химии, биологии и других наук, создавая тем самым основу для трудового обучения и профессиональной ориентации молодежи;
- по каждому предмету и классу определить оптимальный объем умений и навыков, обязательных для овладения учащимися.
В методическом отношении возможны различные варианты планирования уроков трудового обучения, но при этом внимание учителя должно концентрироваться на том, чтобы с первых уроков начать продвижение детей в овладении целым комплексом программных знаний и умений, имеющим первоначальное политехническое значение. Любой урок при всем разнообразии методов его проведения должен обеспечить на каждом этапе выполнение всего или какой-то части комплекса требований программы трудового обучения.
При подготовке к занятиям планирование уроков трудового обучения занимает центральное место. Все методические, теоретические и практические задачи решаются учителем при составлении календарного плана на учебный год. В качестве примера приведем фрагмент из календарного плана (табл.1).
№ урока |
Тема и краткое содержание урока |
Образовательная цель урока |
Развивающая цель урока |
Воспитательная цель урока |
Тип урока |
Методы обучения |
Инструменты и приспособления |
Наглядность, ТСО |
Литература |
1. |
Аппликация «Полярная ночь». просмотр видеофильма. Беседа. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение работы. Итог урока. |
познакомить с таким природным явлением, как северное сеяние, учить приёмам сгибания и складывания бумаги; учить выполнять аппликацию из цветной бумаги, закрепить знание свойств бумаги и картона; учить пользоваться ножницами, работатьс шаблонами. |
развивать умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу, умение пользоваться клеем, развивать мелкую мускулатуру рук, воображение. |
воспитывать чувство прекрасного, расширять кругозор. |
урок изучения нового материала |
словесный, наглядный, практический |
видеомагнитофон, видеофильм «Северное сияние», картон, цветная бумага, цветной картон, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея, цветные карандаши, фломастеры. |
образец аппликации, картины ночных пейзажей, опорная схема, шаблоны деталей аппликации. |
Цирулик Н.А, Проснякова Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс |
2. |
Аппликация «Сбор урожая». Звучит аудиозапись. Беседа. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение работы. Итог урока. |
закрепить знания о сезонных изменениях, учить выполнять аппликацию из цветной бумаги, закрепить знание свойств бумаги и картона; учить пользоваться ножницами, работать с шаблонами. |
развивать умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу, умение пользоваться клеем, развивать мелкую мускулатуру рук, воображение |
воспитывать чувство прекрасного, и бережное отношение к природе. |
урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий |
словесный, наглядный, практический |
видеомагнитофон, видеофильм «Северное сияние», картон, цветная бумага, цветной картон, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея, цветные карандаши, фломастеры. |
образец аппликации, картины ночных пейзажей, опорная схема, шаблоны деталей аппликации. |
Цирулик Н.А, Проснякова Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс |
3. |
Изготовление игрушек — елочных украшений. Беседа. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение работы. Физкульт-минутка. Итог урока. |
Изготовление ёлочных украшений-игрушек, закреплять умения и навыки работы с бумагой: складывание, сгибание, резание. |
развивать внимание, воображение, творческие способности, развивать умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу. |
Воспитание бережливости, аккуратности, внимания, коллективизма, привитие эстетического вкуса, любви к прекрасному, проявлять творчество в украшении своей поделки. |
урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий |
словесный, практический, наглядный. |
Цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны, образцы готовых игрушек, мягкие игрушки зверят, искусственная ёлка, магнитная доска, магниты, берестяной кузовок. |
Таблицы “Правила работы с бумагой”, “Правила работы с ножницами”, “Игрушки-вертушки”, “Правила гигиены труда”, лозунг – девиз урока “Работать надо дружно!”, гирлянда – флажки “С Новым годом! ”, изображение старичка Лесовичка |
Цирулик Н.А, Проснякова Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс |
4. |
Формирование представлений о способе изготовления и оформления новогодней полумаски, закрепить навыки обработки разных видов бумаги, познакомить с приемами оформления полумаски. |
развивать абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, воображение, внимание, творческие способности детей. |
воспитывать положительные морально-волевые качества ребенка: инициативность, самостоятельность, предприимчивость. |
урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий |
словесный, практический, наглядный |
дырокол, цветной картон, тесьма, обрезки цветной бумаги, блестки, клей ПВА, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея. |
таблицы “Звездочка обдумывания”, “Правила работы с ножницами”, стенд “Виды масок”, словарное слово “личина”: карточки слов “товар”, “реклама”, “бизнесмен”, “доход”, “спрос”, шаблоны: полумаски, цветы, звезды |
Цирулик Н.А, Проснякова Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс | |
Изготовление новогодней полумаски. Сценка. Беседа. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение работы. Итог урока. | |||||||||
5. |
Аппликация. Мозаика «Бабочка». просмотр слайдов. Беседа. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение работы. Итог урока. |
познакомить с понятием «мозаика» и техникой ее выполнения, учить выполнять аппликацию в технике мозаики из цветной бумаги, закрепить знание свойств бумаги и картона; учить пользоваться ножницами. |
развивать умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу, умение пользоваться клеем, развивать мелкую мускулатуру рук. |
воспитывать чувство прекрасного, расширять кругозор. |
урок изучения нового материала |
словесный, практический, наглядный. |
видеомагнитофон, видеофильм «Северное сияние», картон, цветная бумага, цветной картон, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея, цветные карандаши, фломастеры. |
образец аппликации, картины ночных пейзажей, опорная схема, шаблоны деталей аппликации. |
Цирулик Н.А, Проснякова Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс |
6. |
Аппликация «Морская звезда». Отгадывание загадок. Беседа. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение работы. Итог урока. |
учить выполнять работу в технике мозаики, ознакомить с морскими звездами, учить продолжать пользоваться технологическими картами, ножницами и клеем. |
развивать умение ровно вырезать детали, экономно расходуя бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук, воображение. |
воспитывать аккуратность, дисциплинированность, эстетический вкус. |
комбинированный |
словесный, практический |
магнитофон, аудиозаписи песен о дружбе, цветная бумага, альбомный лист, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея. |
образец панно, технологические карты. |
Цирулик Н.А, Проснякова Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс |
7. |
Аппликация. Мозаика «Осеннее дерево». Беседа. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение работы. Итог урока. |
закрепить теоретические знания о мозаике, учить выполнять аппликацию в технике мозаики из цветной бумаги, учить пользоваться ножницами. |
развивать умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу, умение пользоваться клеем, развивать мелкую мускулатуру рук, воображение. |
воспитывать чувство прекрасного, и бережное отношение к природе. |
урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий |
словесный, практический, наглядный. |
цветная бумага, картон, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея, тряпочка для рук. |
карта поэтапного выполнения работы, иллюстрации деревьев в различные времена года. |
Цирулик Н.А, Проснякова Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс |
8. |
Оригами. Панно «Скоро лето» Эмоциональный настрой. Беседа. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение работы. Итог урока. учить выполнять работу в технике оригами, учить пользоваться технологическими картами. |
развивать умение вырезать детали, развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, внимание, творческие способности детей. |
воспитывать дружеское отношение друг к другу. |
урок изучения нового материала |
словесный, практический |
магнитофон, аудиозаписи песен о дружбе, цветная бумага, альбомный лист, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея. |
образец панно, технологические карты. |
Цирулик Н.А, Проснякова Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс | |
9. |
Оригами. Аппликации «Яблочко». Беседа. Анализ образца. Правила техники безопасности. Знакомство с условными обозначениями. Гимнастика для пальчиков. Выполнение работы. Итог урока. |
учить выполнять аппликации в технике оригами, закрепить знание свойств бумаги и картона; учить выполнять разметку деталей, пользоваться ножницами. |
развивать умение вырезать детали, экономно расходуя бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление. |
воспитывать бережное отношение к природе, расширять кругозор. |
урок изучения нового материала |
словесный, практический, наглядный. |
картон, цветная бумага, цветной картон, клей, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея. |
образцы аппликаций, иллюстрации гусениц. |
Цирулик Н.А, Проснякова Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс |
10. |
Коллективное панно - «Птицы на кормушке». Беседа. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение работы. |
Закреплять приёмы сгибания и складывания бумаги; Сделать птиц в технике оригами; обобщить и дополнить знания детей о птицах; |
Развивать глазомер, точность выполнения изделия |
Воспитывать любовь к птицам, бережное отношение к ним, желание помочь; |
урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и способов действий |
словесный, наглядный, практический |
ПК, мультимедиум, картон, бумаги, клей ПВА, простые карандаши, ножницы, кисточка для клея. |
слайды о птицах, инструкционные карты, кроссворд на плакате, шаблон кормушки для птиц |
Цирулик Н.А, Проснякова Т.Н. «Умные руки. Художественная обработка материалов», 1 класс |
Итог урока. |
Познавательно о обучении:
Психолого-педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста
В развитии ребёнка в психолого-педагогической литературе определяется несколько этапов (возрастных периодов): младенчество (от рождения до 1 года); раннее детство (от года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); младший школьный возраст (от 7 до 11 лет); подростковый, или средний школьный во ...
Виды научно-исследовательских работ
Основными видами являются: подготовка обзорного реферата на определенную тему, отдельные исследования в ходе практических и лабораторных работ, при подготовке докладов и выступлений на конференциях и семинарах, разработке отдельных научно-исследовательских вопросов в курсовых и дипломных работах, и ...
Метод моделирования как средства развития связной речи у старших
дошкольников
Проблемой моделирования занимаются многие известные педагоги. В современной дидактической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения, хотя, как научный метод моделирование известно, очень давно. В. А. Штофф определяет модель как «средство отображения, в ...