Именно во времена Киевской Украины-Руси начинает изучаться интегрированная филологическая дисциплина - словесность, которая сочетала в себе диалектику, поэтику и риторику. По мнению академика
А. Р. Мазуркевича и современного исследователя В. В. Олифиренко. Это было начало методики украинской литературы.
Основой высшей науки в это время на нашей территории был греческий язык, на западных украинских землях также учили латынь и немецкий язык. Киевский митрополит Климент Смолятич (1147-54), талантливый писатель и философ, писал, что в XII в. в Украине было 300-400 ученых, которые хорошо владели греческим. Впоследствии при короле Даниле Галицком при его дворе считалось вполне нормальным знание 5-7 языков. Высшим ориентиром в образовании во времена великокняжеской Украины-Руси было византийское образование, которое опиралось на достижения многих поколений и по своему уровню стояло чуть ли не на самой высокой ступени в Европе. Но получить его могли лишь единицы, которые достигали Царьграда. Великий князь Киевский Ярослав Мудрый считается основателем книжности, учености и образования в древней Украине-Руси.
В 1037 году основана первая известная в нашем государстве библиотека - библиотека Софийского Собора или, по другим названием - библиотека Ярослава Мудрого. По оценкам ряда исследователей она насчитывала более 950 книг. Как установлено, большинство из них были церковными, богослужебными. Наряду с ними в Руси-Украине распространялись трактаты по истории, философии, права, естественных наук. Книжные мастерские были учреждены и в других городах Киевской Руси - Великом Новгороде, Чернигове, Полоцке. Собственно, по нашему мнению, можно говорить об элементах просвещенных монархии времен Ярослава Мудрого, которые позже идейно и системно развил Феофан Прокопович.
Но при всем этом все же украинскаяи наука тех времен, особенно естественная, была явно менее развитой, чем европейская, в частности, византийской. Образованные люди Киевского государства в основном занимаются переводами и изучением известных работ (например, учебников "Физиолог" и "Шестиднев" - с греческого). Но полных переводов классических греческих, римских и др. философов в Украине тех времен еще не было. Встречаются отдельные выдержки, фрагменты из Платона, Аристотеля. Оригинальных достижений в философии в Княжеский период в Украине также не наблюдалось, равно как и в естественных науках, а также языкознании. Все это вынуждали любознательных славян искать знания "на чужом поле", впитывать его из чужих источников. Летописец пишет: "Как пчела, которая по всем садам летает, с каждого из них собирая полезное, так и юноши, учащиеся философии, хотят достигнуть высоты мудрости, везде собирают, то, что лучше".
Значительный успех был достигнут в области права. С IX века действует "Закон русский". Во время правления Владимира Великого заключен свод законов устного обычного права "Устав землений". В 1016 г. появляется свод законов "Правда Ярослава".
Определенных успехов достигает в период княжеских времен и украинская медицина. Следует упомянуть таких известных отечественных врачей того времени как Демьян-пресвитер и Агапит-лечец (вторая половина XI века). Дочь Я. Мудрого Регина Франция Анна обрабатывает и выдает первую книгу рецептов по фитотерапии.
Познавательно о обучении:
Применение программы Microsoft Word для создания ЦОР
Программа Microsoft Word очень проста в использовании. Составлять тесты, кроссворды, контрольные работы, лабораторные работы, викторины и другие ЦОР очень просто, достаточно знать эту программу на начальном уровне. Например, чтобы составить кроссворд, надо уметь рисовать таблицу, и набирать текст. ...
Особенности учебной деятельности подростка
Учение для подростка является главным видом деятельности. От того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление как гражданина. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и преимущества, которые может и должен использовать педаго ...
Педагогические методы и приёмы стимулирования учебно-познавательной
деятельности учащихся
Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии «методы стимулирования и мотивации» находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школь ...