Дифференциальный подход к восприятию информации разных модальностей в процессе развития грамотности детей-билингвов

Новая педагогика » Особенности обучения детей в билингвальных условиях » Дифференциальный подход к восприятию информации разных модальностей в процессе развития грамотности детей-билингвов

Страница 1

Согласно данным нейролингвистики представление любой информации, с которой знакомятся дети на уроке, должно предусматривать как можно больше способов её переработки учеником. Прежде всего, это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую).

Под дифференциацией в данном случае понимается дифференциация заданий, приемов объяснения нового материала (в т.ч. – орфографического и пунктуационного) в зависимости от ведущей репрезентативной системы (визуальной, аудиальной и кинестетической) восприятия информации учащимися.

Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности восприятия учебного материала, которые определяют успешность или неуспешность системы обучения. В обычном классе у половины учащихся развиты преимущественно визуальные, аудиальные и кинестетические способности. Остальные дети отдают предпочтение одной модальности.

С учащимися, легче всего усваивающими визуальную информацию «визуалами» мы использовали преимущественно:

- слова, описывающие цвет, размер, форму;

- маркировку деталей другим цветом мела на доске;

- всевозможные схемы, таблицы, наглядные пособия.

Школьники записывают орфографические или пунктуационные правила в «личных учебниках» (блокнотах грамотности, книжках-подсказках и под.) или оформляют их на компьютере в виде схем, используя при этом яркие цвета, сокращения, позволяющие быстро использовать изложенный материал.

В работе с учеником - «аудиалом»

мы актуализировали восприятие и передачу информации на слух, часто использует многократное проговаривание орфограммы, ее опознавательных признаков и слов с конкретной орфограммой.

Ученики - «кинестетики» часто отстают в обучении, т.к. у них недостаточно развиты ведущие в образовании модальности, а строить обучение на ощущениях проблематично, поэтому мы использовали:

- жесты, прикосновения;

- «орфокроссы» - задания, выполнение которых требует от учеников подвижности, поиска ответов на поставленные вопросы в различных помещениях (кинестетики обучаются посредством мышечной памяти). Задания такого плана позволяют позитивно настроиться на работу, заставляют работать кинестетиков с привлечением их ведущей модальности;

- «орфопутешествия», которые позволяют ученикам заниматься изучением орфографии за пределами школы и во внеучебное время. Суть работы состоит, например, в поиске городских названий (можно с разработанным маршрутом), в словах которых применяются определенные орфографические правила. Другой вариант: поиск орфографических и пунктуационных ошибок в вывесках и рекламах города. Причем, такая работа становится интересна не только ученикам-кинестетикам, но больший эффект она приносит именно при работе с ними.

Таким образом, учет характерных для конкретных учеников субмодальностей требует изменения манеры преподавания учителя с одномодального на полимодальный способ подачи информации.

С точки зрения нейролингвистики, важны процессы создания внутреннего образа слова, подбора его сенсорно-смысловой репрезентации, обеспечение запоминания во всех системах восприятия (вижу, слышу, чувствую).

Замечено, что дети с хорошо развитой способностью к созданию внутренних образов успешнее других и практически без ошибок вспоминают правильный вариант написания слова. Существуют такие понятия, как «правильная стратегия орфографии» и «неправильная стратегия орфографии». «Правильная стратегия всегда связана с визуальными образами, - пишет М.А. Павлова. - Попробуйте произнести по буквам слово «апельсин». Видите ли вы образ слова? Люди с врожденной грамотностью его видят во внутреннем взоре: иногда - как напечатанное, иногда - как написанное аккуратным почерком. При неправильной стратегии орфографии человек не видит образа слова. Он может видеть, представлять сам предмет, его форму, цвет, вкус, запах, но слова не видит. Задача - помочь ему начать видеть образы слов».

Приведем примеры заданий для учеников начальных классов, которые мы использовали в своей работе

Игра «Угадай букву»

(в паре).

1. Напишите на листе бумаги простым карандашом сложное с точки зрения написания слово печатными буквами.

А С Ф А Л Ь Т

2. Подчеркните каждую букву черточкой.

А С Ф А Л Ь Т

3. Сотрите буквы: _ _ _ _ _ _ _

4. Укажите карандашом на любую черточку и проверьте, кто быстрее назовет букву, которая была в написанном вами слове. Проверьте, кто скорее и правильнее прочитает слово наоборот, глядя только на черточки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Анализ словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе
В настоящее время в отечественной науке сложилось два направления в истолковании основного, ведущего принципа русской орфографии: морфологический и фонематический. Традиционная методика разработана в русле морфологического направления, которое ориентировано непосредственно на письмо, на определение ...

Методы обучения
При практической реализации педагогической технологии особое место занимает выбор методов обучения, так как от этого в значительной степени зависит результативность применения технологии. Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее широко распространена классификация по способу пр ...

План урока деловой игры
«Открытие фирмы» Цели урока: 1.Повторить и закрепить пройденный материал в форме игры. 2.Активизировать изучение и закрепление экономических понятий, определений, терминов. 3.Ознакомиться с процедурой проведения конкурсного отбора, интегрировать знания, полученные на уроках экономики и предпринимат ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru