Рассмотрим показатели беглости:
Рисунок 6. Показатели беглости (обе группы в %), (тест Торренса).
Констатирующий этап. Контрольный этап.
На констатирующем этапе в экспериментальной группе показатели высокого уровня выявлены у 10% испытуемых, средний у 70%, низкий у 20%. На контрольном этапе в сравнении с констатирующим произошла динамика: высокий уровень беглости продемонстрировали 30% испытуемых, средний 70%, низкий уровень не выявлен. В отличии от контрольной группы, у экспериментальной на констатирующем этапе высокий у 20%, средний у 60%, низкий у 20% испытуемых. На контрольном этапе показатели беглости высокого и среднего уровня составляют у 50%, низкий не выявлен.
Показатели динамики гибкости рассмотрим на рис. 7.
Рисунок 7. Показатели гибкости (обе группы в %), (тест Торренса).
Констатирующий этап. Контрольный этап.
Сопоставляя показатели обеих групп мы видим, что на констатирующем этапе в экспериментальной группе в отличии от контрольной у 10% испытуемых диагностирован высокий уровень гибкости мышления, средний у 40%, низкий у 50%. В контрольной группе на констатирующем этапе высокий уровень не обнаружен, средний у 30% испытуемых, низкий у 70%. На контрольном этапе по прежнему высокий уровень не выявлен, показатели среднего и низкого уровня находятся на одном уровне у 50% испытуемых. Таким образом мы наглядно видим, что параметры гибкости в экспериментальной группе на контрольном этапе выше, чем на констатирующем.
Для оценки развития творческого мышления измерялись параметры оригинальности.
Рисунок 8. Показатели оригинальности (обе группы в %), (тест Торренса).
Констатирующий этап. Контрольный этап.
Как видно из рис. на констатирующем этапе у детей экспериментальной группы диагностированы следующие показатели: высокий уровень у 20% испытуемых, средний у 50%, низкий у 30%. На констатирующем этапе в экспериментальной группе показатели увеличились, высокий уровень оригинальности диагностирован у 50%, среднийу 40%, низкий проявлен меньше, у 10% детей.у. На констатирующем этапе в контрольной группе одинаковые показатели высокого и среднего уровня у 30% испытуемых, низкий у 40%. На контрольном этапе показатели высокого уровня остались на прежнем уровне у 30% детей, средний у 40%, низкийвыражен меньше, у 30%. Таким образом, мы наглядно видим, что на обеих этапах параметры оригинальности в экспериментальной группе выше, чем у контрольной.
Данные показателей разработанности представлены на рис. 9.
Рисунок 9. Показатели разработанности (обе группы в %), (тест Торренса).
Рассматривая динамику, мы наблюдаем, что на констатирующем этапе высокий уровень разработанности у обеих групп находится на одинаковом уровне у 20% испытуемых, средний уровень экспериментальной группы у 60%, низкий у 20%. На констатирующем этапе произошел сдвиг высокого уровня разработанности, который наблюдается у 40%, средний у 50%, низкий у 10% детей. В контрольной группе на констатирующем этапе средний уровень диагностирован у 60% испытуемых, низкий у 30%. В сравнении с констатирующем, на контрольном этапе произошла динамика среднего уровня разработанности, средний уровень которого составляет 70%, высокий уровень остался на прежнем уровне у 20%, низкий выражен у 10% детей.
За период исследования в экспериментальной группе, в отличии от контрольной, у большинства детей достоверно возрос как общий показатель уровня творческого мышления, так и его отдельные параметры: беглость, гибкость, оригинальность и тщательность разработки. Сравнение показателей, полученных до и после обучения в экспериментальной и контрольной группах, показало высокую эффективность программы.
Итак, полученные данные дают основание считать, что цикл занятий оказался эффективным, т.к произошли значимые изменения показателей творческого мышления в экспериментальной группе.
Математическая обработка результатов исследования с использованием критериев Т — Вилкоксона, G -критерия знаков.
Для обработки результатов, мы используем метод математической статистики – критерий Т-Вилкоксона, предназначенный для оценки сдвига исследуемого признака.
Результаты, полученные в экспериментальной группе обработаны с помощью критерия Т-Вилкоксона.
1. Математическая обработка результатов экспериментальной группы по методике Дж. Равена визуальное линейное и структурное мышление.
Познавательно о обучении:
Методика проведения урока по теме «Обмен веществ»
в ІХ классе общеобразовательной школы
Современный этап педагогической практики - это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно -развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств учащегося Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, ...
Деятельность правительства в области женского образования в эпоху Николая I
Первый из «особых комитетов», деятельность которых составляла типичную черту николаевской правительственной системы, был создан рескриптом 14 мая 1826 года для реорганизации «учебной части» в империи. Данный рескрипт на имя министра народного просвещения А.С. Шишкова начинался следующими словами Ни ...
Модель концентрированного обучения
Цель концентрированного обучения заключается в ликвидации многопредметности учебного дня, калейдоскопичности ощущений и впечатлений при формировании знаний, раздробленности познания и создания такого процесса обучения, когда вместо шести предметов на шести уроках в течение учебного дня (и четырнадц ...