Ознакомление с природой на занятиях

Страница 2

Таким образом, занятия обеспечивают последовательное усложнение, обогащение и расширение знаний, умений и навыков с последующим их обобщением. Такой путь ознакомления дошкольников с растениями, животными, неживой природой, сезонными ее изменениями позволяет воспитателю сформировать у детей первоначальную систему представлений о природе.

Наиболее распространенными в средней группе являются занятия, проводимые методом наблюдения. Организуя такие занятия с детьми 5-го года жизни, воспитателю необходимо учитывать особенности этого возраста. Наиболее типичными из них являются следующие: возросшая дробность, дифференцированность (расчлененность) восприятия, умение выделять значительное количество признаков наблюдаемого (до 4—6 признаков). Это могут быть признаки внешнего строения объектов, особенности поведения животных, существования растений. Однако воспитателю надо помнить, что дети 4—5 лет не могут выделять среди наблюдаемых признаков главные и второстепенные, соподчинять их, отделять существенное от случайного. Этому их необходимо учить.

Продумывая наблюдение, важно точно определить, какие задачи оно решает, установить последовательность и приемы руководства деятельностью детей на занятии. Для среднего дошкольного возраста наиболее эффективными приемами наблюдения являются организация обследовательских действий с объектами наблюдения, направленных на выявление сенсорных признаков, использование поисковых действий.

Широко используют сравнение наблюдаемого предмета с другим, натуральным или изображенным на картинке.

В ходе наблюдения дети могут устанавливать простейшие связи между наглядно представленными признаками объекта, что существенно углубляет восприятие наблюдаемого (например, связь между строением конечностей кролика и способом его передвижения и т. д.). В наблюдение могут включаться и элементы предметного моделирования сенсорных свойств объектов, например модель характера поверхности листьев растения, их величины, расположения и т. д.

Наблюдение за тем или иным объектом будет успешным, если воспитатель сделает его интересным и значимым для ребят. Поэтому в начале занятия перед детьми должны быть поставлены задача наблюдения, цель в той форме, которая заставит детей внимательно рассмотреть объект, выявить его особенности, свойства. Это могут быть ситуация игры, несложная загадка о наблюдаемом объекте, сюрпризный момент. Кроме того, большой интерес у детей вызывают те растения или животные, которые после занятия останутся в группе и за которыми они будут ухаживать.

Результативность наблюдения тесно связана с его планомерностью, упорядоченностью; поэтому воспитатель, готовясь к занятию, должен продумать план наблюдения, приемы его организации.

Планируя ход занятия, важно учитывать и особенности рассматриваемого объекта. Так, например, в занятиях по наблюдению за животными важно продумать организацию проявлений объекта и в соответствии с ней определить логику, последовательность вопросов и заданий к детям. При этом наблюдение за животными должно быть гибким — план его может быть изменен в соответствии с поведением объекта. При рассматривании растений план наблюдения будет более жестким и должен быть определен заранее.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Организация проведения зачета
Зачеты можно проводить по-разному. Это зависит от стиля работы учителя, его опыта, комплектности и состава класса. Опишем возможные варианты. Остановимся на практике организации тематических зачетов. Тематический зачет рекомендуется проводить на уроке (в старших классах для этой цели могут быть выд ...

Психологические аспекты развития технологической культуры учащихся
«Школа готовит к жизни…» Эта фраза настолько часто произносится и пишется, что над ее смыслом уже мало кто задумывается. Причем школа здесь подразумевается в самом широком смысле – и детский сад, и общеобразовательная школа, и все послешкольные образовательные учреждения. Но ведь образование – это ...

Психологическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи
Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливаются отставанием в психическом развитие детей по ряду существенных параметров. В раннем возрасте у детей отмечается апатичность, отсутствующая у их ровесников из семьи; она выражается в безынициативности и эмоциональной невыразительности д ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru