Первые попытки исследования процесса чтения были сделаны французским ученым Жавалем, который в 1879 г. занялся проблемой движения глаз при чтении. Но постоянное внимание рационализации чтения начали уделять лишь с 20-х годов прошлого века в нашей стране и с середины 30-х годов в США. С тех пор исследования и применение на практике быстрого чтения получили очень быстрое и широкое распространение во всем мире. Были созданы национальные и международные организации, исследующие вопросы рационального чтения и координирующие все направления в этой области. Табак для самокруток на развес купить купить табак на развес в интернете tabac76.ru.
В результате развития было накоплено много чрезвычайно ценных знаний и выработаны методы рационализации чтения. После того как изучили движение глаз при чтении и выяснили значение величины поля восприятия текста для скорости чтения, была предпринята попытка расширить поля восприятия текста с помощью визуальных средств, например чтения пирамид слов. Использовались и такие технические средства обучения, как тахистоскоп, воспроизводящий на экране слова различной длины и позволяющий тренировать способность восприятия слов с большим количеством букв. Применялись регуляторы скорости, которые то увеличивали, то замедляли скорость проекции текстов на экран и вынуждали обучаемых изменить темп своего чтения.
В настоящее время существует немало методик, направленных на повышение скорости чтения. Большим успехом пользуется метод выборочного чтения, когда читается не все подряд, а лишь то, что соответствует определенным задачам. Существуют также техника чтения целыми словами (этот метод очень популярен в США), техника, заключающаяся в угадывании смысла предложения по его началу и нескольким опорным словам.
Есть также методики, заключающиеся в прогнозировании мыслей автора, в чтении «по диагонали», «зигзагом» и т. д. Этим методам вас могут обучить на курсах и тренингах, посвященных этой проблеме. Разработана также обучающая компьютерная программа, убирающая из текста лишние слова.
Интересна методика, основанная на том, что в одном абзаце, как правило, содержится лишь одна основная мысль. В процессе чтения необходимо ставить перед собой следующие задачи:
отыскивать основные мысли — наиболее важную информацию в тексте;
подкреплять их второстепенными мыслями, которые оформлены как в виде предложений, так и в виде примеров (фактического материала).
вычленять основные и второстепенные мысли и устанавливать между ними связь, давая им собственные лаконичные формулировки, благодаря чему текст лучше воспринимается и надежнее запоминается;
не концентрируйте внимание на несущественной информации (вводные слова; фразы, использующиеся для логической связи; неинтересные для вас сведения).
Основные мысли в тексте могут быть выделены жирным шрифтом или курсивом, подчеркнуты или заключены в рамку. Стоит также обращать внимание на слова-выводы: «следовательно», «в результате», «итак» и т. д. С помощью таких слов автор подводит читателя к главной мысли.
В некоторых случаях основная мысль может быть заключена в формулы, числа, краткие умозаключения.
Главная трудность при овладении техникой повышения скорости чтения — научиться вычленять из абзаца главную и второстепенные мысли.
Этот навык появляется только после долгих тренировок.
Что же такое «скорочтение»: «Умные глаза» или быстрое мышление?»
Большинство школ «скорочтения» придерживаются первой точки зрения и делают упор на «ускорение движений глаз» в процессе чтения или тренировку «состояния скорости». Действительно скорость чтения стремительно растет от занятия к занятию, а вот качество понимания текста значительно падает.
«Непосвященным» в хитрости процесса роста скорости чтения кажется, что успех высокий и стабильный. Ведь скорость чтения-то растет! Это можно прокомментировать, перефразировав слова наших партийных лидеров: «Вы читаете, мы считаем». Ведь подсчитать результат можно по-разному, например, если принять за знак единицу учетно-издательского листа (т.е. все точки и пробелы), то ваша скорость чтения будет выше уже на 500 или 1000 знаков выше, даже не читая; если же после прочтения текста задавать 10 вопросов, на половину которых вы можете ответить и, не читая, то скорость чтения будет расти только за счет быстрых движений глаз и достигнет астрономических результатов! (Список «хитростей» можно было бы продолжить) Получается, что вы читаете только ради скорости, так сказать: «Скорость ради скорости!». А как же быть с пониманием текста? Какой смысл читать быстро без понимания и запоминания? Вот и получается, что методика, развивающая только «умные глаза» несостоятельна, что для увеличения скорости чтения нужно уметь быстро мыслить. А это уже другая история.
Познавательно о обучении:
Система требований, предъявляемых к качеству средств ИКТ для формирования
геометрической компетентности
Эффективный инструмент оценки качества компьютерных учебных материалов необходим как разработчикам, так и конечным пользователям программных продуктов. На сегодняшний день необходима отработка механизма экспертной оценки (подготовка экспертов, организация экспертных советов и др.), позволяющая созд ...
Нарушения фонетической стороны речи
Среди учащихся специальной коррекционной школы значительный процент составляют дети с нарушением фонетической стороны речи. Недостатки фонетического строя речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечались дефектологами, работавшими с этой категорией детей в начале XX века (Г.Я. Троши ...
План урока деловой игры
«Открытие фирмы» Цели урока: 1.Повторить и закрепить пройденный материал в форме игры. 2.Активизировать изучение и закрепление экономических понятий, определений, терминов. 3.Ознакомиться с процедурой проведения конкурсного отбора, интегрировать знания, полученные на уроках экономики и предпринимат ...