Пятую функцию можно обозначить как психодиагностическую. Она заключается в том, что по продуктам воображения человека можно делать определенные выводы о его собственной психологии. Эта функция широко используется, например, во многих современных психодиагностических тестах, где в результате анализа продуктов воображения человека судят о его психологии. Это используют врачи психиатры для заочной постановки диагноза по продуктам воображения человека.
Однако главная функция воображения – это его участие в творческом процессе.
Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решения и найти, выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все - таки представить себе конечный результат. Но в этом, же слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения.
Согласно наиболее распространенной и почти общепризнанной точке зрения, воображение – психический процесс, состоящий в создании новых образов на основе переработки прошлых восприятий.
Следовательно, здесь прямо указывается, что специфика самого воображения создание нового.
Однако и есть противоположная, правда менее распространенная, точка зрения, согласно которой в процессе воображения формируется не только новые чувственные образы, но и новые мысли. Тогда фантазия понимается, например, как «сложный психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта».
Отсюда идет хорошо известное понимание воображения как основы или «механизма» всякого творчества.
Традиционная теория воображения более или менее четко фиксирует два основных, но как бы взаимоисключающих условия этой сложнейшей проблемы, с тем чтобы, разрешив противоречия между ними, найти решение всей проблемы. Во-первых, все признают, что «всякое новое всегда является отражением действительности и опирается на опыт человеческой практики». В этом отношении воображение, будучи одной из форм психического отражения внешнего мира, абсолютно ничем не отличается, очевидно, от всех прочих форм такого отражения. Иначе говоря, подобно восприятию, представлению и мышлению, фантазия черпает все свое многообразное содержание не из себя самой, а их окружающей объективной действительности. Внешний мир – единственный источник ее содержания. Во-вторых, воображение, не порывая своих связей с внешним миром, «создает новое» и тем самым отличается от всех прочих форм психического отражения объективной действительности.
Схематично виды воображения, можно представить в следующем виде:
Виды воображения |
Активное (произвольное) Пассивное (непроизвольное)
Воссоздающее (репродуктивное) |
Творческое или продуктивное(мечтафантазия, идеал) |
Произвольное (мечтательность) |
Не произвольное (грезы, галлюцинациисновидения) |
Активным называют воображение, образы которого рождаются и изменяются с участием воли человека. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что-либо и далее выполняет ее. Правда, человек, включаясь в процесс активного воображения, заранее не имеет точного представления о том, что он, в конечном счете, вообразит или придумает: образ его фантазии рождается в ходе и в результате соответствующего процесса, и в деталях не известен его творцу до тех пор, пока этот образ им самим не будет сотворен. Более того творящий его человек не знает заранее и о том, где и на чем остановится его творческий процесс. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение побуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.
Познавательно о обучении:
Технология триз как решение проблемы
Что же такое триз? Ответ прост – это уникальный инструмент для: - поиска нетривиальных идей, - выявления и решения многих творческих проблем, - выбора перспективных направлений развития техники, технологии и снижения затрат на их разработку и производство, - развития творческого мышления, формирова ...
Особенности и приемы развития творческого воображения в младшем школьном
возрасте
Всех ли можно научить творчеству? Исследования ученых показали, что всех, особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Вместе с тем не ...
Контроль знаний и умений учащихся по физике
Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся: – диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся; – учет результативности отдельног ...