Приступая к разработке программы, педагог должен четко представлять назначение, структуру и содержание этого документа, только тогда он сможет построить свою работу грамотно и оптимально.
Прежде всего образовательная или учебная программа- это документ, определяющий концептуальные основы и содержание деятельности педагога, организационные и методические особенности.
Программа- это документ, отражающий деятельность конкретного педагога, объединения, учреждения или целого региона . С другой стороны, это вид творческой разработки по какому – либо педагогическому, учебно-творческому, репродуктивному виду деятельности, как самого педагога, так и занимающихся у него детей и подростков, поскольку педагогический процесс всегда носит двусторонний характер.
«Программа (от греч. programma- объявление, распоряжение) – по словарю- это содержание и план деятельности; изложение основных положений деятельности организации или отдельного деятеля, а так же краткое изложение учебного предмета.» Осуществляется эта деятельность посредством «программно – целевого метода», который предполагает воплощение целей плана с помощью программы. В энциклопедическом словаре говорится, то каждая программа представляет собой комплекс мероприятий по реализации упорядоченных целей и подцелей развития объекта программы. Оценка и выбор возможных ее вариантов производится по различным критериям.
Таким образом, разработка программы становится одним из важнейших условий и одним из средств осуществления образовательного процесса. Поэтому важно четко представлять себе, какие функции выполняет документ, называемой «Программа».
Содержание педагогического (образовательного) процесса фиксируется в конкретной программе: программе базового образования или программе дополнительного образования. И те, и другие имеют общие для всех программ требования и компоненты, но компоненты программ дополнительного образования имеют специфические особенности, поскольку в образовательный процесс учреждения дополнительного образования входит и обучение, и воспитание.
М.М. Поташник и В.С. Лазарев выделяют семь качеств, которыми должна обладать любая программа: 1) актуальность- ориентация на решение наиболее значимых проблем; 2) прогностичность- способность соответствовать изменяющимся требованиям и условиям е реализации; 3) рациональность- возможность получать максимально полезный результат при достижении поставленной цели при помощи реально имеющихся ресурсов; 4) реалистичность- соответствие между желаемым и возможным, между целями и реальными необходимыми средствами; 5) целостность- полнота и согласованность действий, необходимых для достижения целей; 6) контролируемость- определение промежуточных целей, т.е. реальных способов проверки получаемых результатов; 7) чувствительность к сбоям- возможность оперативного обнаружения отклонений и коррекции действий.
Программа предусматривает стимулирование или коррекцию развития определенных качеств: группы детей или отдельного воспитанника. Как правило, индивидуальная программа создается, по конкретному замыслу педагога и реализуется в практической работе с отдельными воспитанниками в сравнительно ограниченный срок. На создание такого рода воспитательных программ в свое время настаивал А.С. Макаренко. Он утверждал, что должна быть и общая «стандартная» программа, и индивидуальный корректив к ней.
Индивидуальная программа педагога в педагогической литературе могут быть названы инновационными, творческими, авторскими.
От мастерства педагога и заинтересованности ребенка будет зависеть эффективность деятельности педагога, а так же насколько хорошо продумана программа.
Программа дает возможность всем участникам деятельности представить цель и задачи совместных действий на каждом временном отрезке. В то же время программа указывает путь к достижению поставленной цели, определяет промежуточные результаты, что дает возможность педагогу быстро реагировать на изменение ситуации, оперативно корректировать педагогический процесс, своевременно вносить изменения в методику работы.
В программе фиксируется и логически выстраивается перспектива развития педагогической деятельности, определяются проблемы, обосновываются цель, задачи и тематическое планирование, приводятся критерии оценки освоения воспитанниками предлагаемых образовательных программ.
Познавательно о обучении:
Модель концентрированного обучения
Цель концентрированного обучения заключается в ликвидации многопредметности учебного дня, калейдоскопичности ощущений и впечатлений при формировании знаний, раздробленности познания и создания такого процесса обучения, когда вместо шести предметов на шести уроках в течение учебного дня (и четырнадц ...
Подготовка плана электронных учебных материалов
Учебная структура урока – основа для построения плана урока, на основе которого затем готовится рабочий (полноэкранный) сценарий урока. Взятые вместе планы уроков образуют план материалов в целом. Детализированный план урока, как правило, включает в себя следующую информацию: - Диаграмму (блок – сх ...
Проблемы формирования воображения у младших школьников с ОНР
Развитию детского воображения весьма способствует усвоение речи, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. По А.Р.Лурия (1998), это приводит к созданию как бы ...