Формирование познавательной активности учащихся как психолого-педагогическая проблема

Новая педагогика » Развитие познавательной активности учащихся средствами игровых технологий на уроках географии » Формирование познавательной активности учащихся как психолого-педагогическая проблема

Страница 1

Главная функция учения для подрастающего поколения состоит в гностическом характере («гнозис» - знания), в систематическом овладении знаниями, умениями, навыками.

В школьные годы становление личности происходит, прежде всего, в учебной деятельности, где познание занимает центральное место, и от построения учебно-познавательной деятельности, от того, какое место занимает, в ней ученик, зависит не только продуктивность его познания, но и интенсивность развития его личности. Формирование и развитие личности человека неотделимо от деятельности - формы его существования, в которой он создает себя. Ремонт электроусилителя руля как заменить электроусилитель руля.

Ещё К.Д. Ушинский, стремясь раскрыть движущие силы процесса обучения, считал, что «деятельность по своей сущности этого понятия . есть непременно борьба и преодоление препятствий . Никакая деятельность немыслима: а) без препятствия б) без стремления преодолеть эти препятствия, и в) без действительного преодоления их». Пассивная же деятельность, по его выражению, «не есть деятельность, а претерпевание деятельности другого».

Существуют разные подходы к определению понятия познавательная деятельность учащихся. Б.П. Есипов считает, что «познавательная деятельность - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками». Г.М. Лебедев указывает, что «познавательная деятельность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении».

Таким образом, деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование, есть познавательная деятельность.

Формирование познавательной деятельности школьников невозможно без развития такого качества личности, как познавательная активность.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что проблема развития познавательной активности школьников находилась в центре внимания педагогов и психологов достаточно давно. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятий «активность» и «познавательная активность».

В педагогике активность – это не просто действие, развитие, энергичность, это результат заинтересованности учащегося в познании, приобретении новых знаний, умений. Активность учащихся на уроке должна быть направлена в нужное русло, не просто, что бы ребенок быстро, энергично отвечал на вопросы учителя, а осознанно мог дать конкретную, интересующую информацию учителя по теме. Чтобы этого добиться, нужно заинтересовать ученика предметом, сформировать в нем потребность проявления познавательной активности.

Понятие «познавательная активность» в педагогике и психологии рассматривается рядом ученых. В содержании понятия «познавательная активность» можно выделить несколько направлений.

Ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию. Общеизвестно, что человеку свойственно стремление к познанию. Это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни.

Достаточно популярна и другая точка зрения: познавательная активность понимается как характеристика деятельности школьника: ее интенсивность и напряженность. Множество работ отечественных педагогов посвящено проблеме активизации учебного процесса. Например, П.Н. Груздев и Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг, они исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и делают вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в ...

Методика использования заданий, составленных с помощью приемов занимательности
Необычный учебный материал обладает некоторыми особенностями по сравнению с обычным. Например, обычная схема учебных заданий такова: Однако, чтобы учащиеся научились решать задачи, вовсе не обязательно всегда избирать этот путь. Иногда полезно нарушать эту схему. Например, наряду с обычными (и важн ...

Основные виды речевых ситуаций и способы их создания
Как известно, «любая речевая деятельность обусловлена ситуацией, т.е. условиями (обстоятельствами, целью и т.п.), в которых осуществляется данное высказывание». Ситуация как основа вербального общения представляет собой совокупность речевых и неречевых условий, необходимых и достаточных для соверше ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru