Примером непроизвольного воображения является сон. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения.
Таким образом, при классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.
Как любым сложным процессом, воображением можно овладеть, научившись отдельным приемам. Приемы развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. В психологии выделены следующие приемы создания новых образов: агглютинация, схематизация, типизация. Эти приемы работают благодаря мыслительным операциям анализа и синтеза.
Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных компонентов или частей нескольких предметов в один образ (русалочка, кентавр, избушка на курьих ножках). Агглютинация используется и в техническом творчестве (троллейбус, аэросани, гидросамолет, аккордеон).
В том случае, если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации. Схематизация является как бы подготовительным этапом к наиболее сложному приему творческого воображения – типизация, процесс разложения и соединения, в результате чего выкритасталлизовывается определенный образ (человека, его дела, взаимоотношения).
Онтогенез воображения
У младшего дошкольника только начинает развиваться воображение, причем его пассивная форма. Он с большим интересом слушает сказки и представляет их образы как реально существующие явления. Другими словами, воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантирование, описанных сказочных образов в реальную жизнь.
Старший дошкольник и младший школьник характеризуется активизацией воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период сензитивный для формирования фантазий.
Этапы развития воображения дошкольника
Первый этап – 2,5 – 3 года. Происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, связанное с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом, и отсюда – направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности прямого овладения общение к предметам-заместителям. С другой стороны – влияние своего личного «Я», переживание своей отдельности от окружающего мира. Четко выделяются два типа воображения: познавательное, когда ребенок с помощью кукол разыгрывает знакомые ему действия и их возможные варианты; аффективное, проявляемое при проигрывании ребенком своего переживания.
Второй этап – 4-5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образов деятельности. В этом возрасте ребенок нацелен ан усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов поведения. Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут его обучение и воспитание в основном через образцы, которым ребенок должен следовать. Частично с общей направленностью детей этого возраста, частично с особенность педагогических воздействий связанно то, что уровень творческого воображения в этом возрасте снижается.
Познавательно воображение ребенка в этом возрасте связанно с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Но оно носит при этом без специального руководства в основном воспроизводящий характер, так как ребенок 4-5 лет нацелен на следование образцам. Отклонения от образцов в процессе овладения ими возможны, но они носят обыгрывающий, частично случайный, ненаправленный характер. Особенности использования образа состоят в том, что он, как и у более младших детей, строится путем использования действий опредмечивания, а затем дополняется разнообразными деталями. В процесс воображения включается специфическое планирование, которого можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг свих действий, делает его, видит результат и планирует следующий. Ступенчатое планирование приводит детей к направленному словесному творчеству, когда они сочиняют сказки, называя события одно за другим. Но чаще всего ребенок берет за основу план-схему знакомой сказки, модифицируя сами содержательные моменты.
Познавательно о обучении:
Психологические аспекты развития технологической культуры учащихся
«Школа готовит к жизни…» Эта фраза настолько часто произносится и пишется, что над ее смыслом уже мало кто задумывается. Причем школа здесь подразумевается в самом широком смысле – и детский сад, и общеобразовательная школа, и все послешкольные образовательные учреждения. Но ведь образование – это ...
Анализ анкетирования родителей
Анкетирование было проведено на общем родительском собрании 18.10.2004 года. В опросе участвовало 52 человека, это составляет 26% от количества занимающихся в нашей школе детей. По результатам опроса выявлено, что большее количество родителей имеют среднее специальное образование по рабочим специал ...
Роль современного географического образования в развитии познавательной
активности учащихся
На протяжении весьма длительного времени (с 1934 г. до конца 1980-х гг.) содержание школьной географии, в сущности, отражало содержание географии как академической науки. В качестве «основ наук» выступали системы знаний. Например, при изучении физической географии выделялись геолого-геоморфологичес ...