В 1766 году Эйлер возвращается в Петербург, к этому времени у него образовалась катаракта второго, левого глаза – и он перестал видеть. Приехавший с ним из Берлина мальчик-портной, понятия не имевший о математике, писал под его диктовку по-немецки. И Эйлер очень быстро продиктовал ему свои «Элементы алгебры», которые были сразу же переведены П. Иноходцевым и Юдиным на русский язык и вышли в двух томах в 1768 и 1769 гг. под названием «Универсальная арифметика».
Трудно даже перечислить все отрасли науки, в которых весьма успешно трудился Эйлер. Но в первую очередь он был математиком. Его сочинения по механике, физике, астрономии большей частью представляют собой математическую формулировку и математическое решение прикладных проблем.
В последние годы жизни ученый продолжал усердно работать, пользуясь для чтения «глазами старшего сына» и ряда своих учеников: Н. Фусса, М. Головина (племянника М. В. Ломоносова), Ф. Шуберта и других.
В 1783г. ученый стал ощущать головные боли и слабость. 18сентября, беседуя с А.И. Лекселем об открытой недавно планете Уран и ее орбите, он почувствовал себя плохо. Эйлер успел произнести «Я умираю» – и потерял сознание. Он скончался от кровоизлияния в мозг.
По образному выражению французского ученого Кондорсе, «Эйлер перестал жить и вычислять». Его похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге.
Через несколько дней после смерти Эйлера состоялось траурное заседание конференции Академии. В начале 1785года в зале заседаний Академии против президентского кресла был укреплен бюст Эйлера на мраморной колонне. После переезда Президиума Академии наук СССР в Москву, этот бюст этот бюст установлен в одном из московских залов Президиума Академии.
Эйлер привил любовь к математике и своим трем сыновьям. Наиболее способным был старший сын Иоганнн Альбрехт – однако, и он главным образом разрабатывал идеи отца.
Учеными секретарями Санкт-Петербургской Академии наук в течение целого века были потомки и родственники Эйлера.
П. Эйлер – правнук великого математика, Д, Аламбер и Лагранж образовали замечательный математический триумвират конца 18 века. В это время уже жили на свете Лаплас, Лежандр, Монж, Фурье, Пуассон, но они еще ничего не успели сделать для науки. Коши еще не родился. Будущему «королю математики» Карлу Фридриху Гауссу в момент смерти Эйлера едва минуло 6 лет. Правда, о нем говорили, что уже в этом возрасте он «умел считать лучше, чем говорить».
Познавательно о обучении:
Трудности социализации детей сирот
В условиях воспитания в детском доме трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваивается. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в детском доме устроена таким образом, что у ребенка формируется преимущественно только одна ролевая позиция - поз ...
Цели и задачи обучения и воспитания
Под целью проводимой мною работы, я вижу, прежде всего, овладение детьми на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления. Задачи, которые я ставлю перед собой: 1. Обучение детей операциям: анализа – синтеза, сравнения, использованию частицы отрицания «не», классификации, упорядоченн ...
Особенности употребления имен прилагательных школьниками с
интеллектуальными нарушениями
Имя прилагательное играет немаловажную роль в нашей речи: оно обозначает различные признаки предметов и этим самым делает высказывания более точными и конкретными. Изучение имени прилагательного в специальной коррекционной школе VIII вида имеет большое значение для развития речи учащихся. Современн ...