Проблема адаптации ребенка к школе

В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме адаптации ребенка к школе.

«Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность становится для ребенка ведущей. В этот период у него возникает сознание себя как существа социального и понимание своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального “Я”. Именно в это время у ребенка формируется “внутренняя позиция”, порождающая потребность занять новое место в жизни. Это связано и с расширившимися познавательными возможностями младших школьников».

При поступлении ребёнка в школу возникает эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип поведения, возрастают психическая и эмоциональная нагрузки. Перед ребёнком возникает ряд задач не связанных с предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и психических сил. Ребёнок попадает под влияние комплекса факторов: личность педагога, классный коллектив, изменение режима жизнедеятельности, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых обязанностей. Организм ребёнка приспосабливается к этим факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Психологи отмечают, что дети переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.

Проблемами адаптации занимались многие психологи. В частности, Ирина Владимировна Дубровина, которая большое внимание уделяет рассмотрению эмоционального состояния детей в период адаптации. Вслед за И. В. Дубровиной под адаптацией мы понимаем «постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса». А так как учебная деятельность становится для ребенка ведущей, а это и является изменившимся «социальным условием», то приспособление к ней выражается через мотивацию к школе. В изменившихся условиях у ребенка меняется и самооценка. Также, вступая в новый коллектив, ребенок приобретает новый социальный статус. Таким образом, при рассмотрении процесса адаптации, необходимо обратить внимание на три его составляющие: мотивацию к школе, самооценку и социальный статус в группе.

Познавательно о обучении:

Анализ работы над «автопортретом»
Женские портреты известных художников занимают особое место в живописи и её дальнейшем развитии. Большинство художников считают своей самой желанной работой именно создание портретов. А если это женский портрет — ещё больше желания, энтузиазма и удовольствия в процессе написания. Но, это работа дал ...

Разработка дидактических материалов
Данный методический материал предоставлен для учителей и учащихся и содержит следующие данные: - История создания и развития теории химического строения А.М. Бутлерова. - Хронология открытия основных углеводородов. - Задачи с историческим содержанием. - Именные реакции. - Справочные материалы Он со ...

Наука в период независимости
Важным фактором и предпосылкой развития образования, культуры, повышение качества рабочей силы всегда была наука. Без мощной научной базы эффективная рыночная экономика просто не может развиваться. До обретения Украиной независимости украинская культура была слишком ориентирована на потребности вое ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru