В Базеле на берегу Рейна 15 апреля 1707 года в семье ученого-теолога Пауля Эйлера родился сын, названный Леонардом. Состав семьи пастора вскоре вырос до шести душ, семья располагала только одной жилой комнатой и отцовским кабинетом. Благодаря мягкому климату члены семьи большую часть времени проводили под открытым небом.
Начальное обучение будущий ученый прошел дома под руководством отца, учившегося некогда математике у Якоба Бернулли. Добрый пастор готовил старшего сына к духовной карьере, однако занимался с ним математикой для развития логического мышления. Мальчик увлекся математикой.
Когда у Леонарда появился интерес к учебе, его направили в базельскую латинскую гимназию – под надзор бабушки, вдовы госпитального священника. В те годы гимназия была в плохом состоянии: грубые и малоквалифицированные учителя, с одной стороны, и запущенные ученики – с другой, портили жизнь друг другу. Разумеется, серьезных знаний эта гимназия дать не могла.
Но чиновничья карьера требовала получение аттестата, знания некоторых разделов математики: поэтому многим брали репетиторов. У Леонарда тоже появился частный учитель – Иоганн Буркгардт, впоследствии небезызвестный математик и теолог, который сразу же предсказал своему ученику блестящее будущее.
20 октября 1720 года 13-летний Леонард Эйлер стал студентом факультета искусств Базельского университета: отец желал, чтобы он стал священником. Но любовь к математике, блестящая память и отличная работоспособность сына изменили эти намерения и направили Леонарда по иному пути.
Леонард Эйлер давно интересовался математикой. Теперь, став студентом, он благодаря своей блестящей памяти легко усваивал учебные предметы, отдавая основное время математике. И немудрено, что способный мальчик обратил на себя внимание Бернулли.
В то время не существовало учебников по высшей математике, а заниматься с Леонардом индивидуально Бернулли не имел времени. И он нашел единственно правильный метод, который очень высоко оценил впоследствии сам Эйлер: предложил юноше читать математические мемуары, а по субботам приходить к нему домой, чтобы совместно разбирать непонятные вопросы.
В доме своего учителя Эйлер познакомился и подружился с сыновьями Бернулли – Николаем и Даниилом, также увлеченно занимавшимися математикой. А 8 июня 1724 года 17-летний Леонард Эйлер произнес по- латыни великолепную речь о сравнении философских воззрений Декарта и Ньютона – и был удостоен ученой степени магистра(в Х1Х веке в большинстве университетов Западной Европы ученая степень магистра была заменена степенью доктора философии).
Небольшая по численности населения Швейцария, готовила гораздо больше образованных людей, чем могла содержать и обеспечить службой. Да и во всей Западной Европе спрос на ученых был невелик. Ни Эйлер, ни его друзья братья Бернулли не могли найти приложения своим силам. Однако у братьев было достаточно известное ученым Европы имя, служившее им лучшей рекомендацией, – и вскоре обоих пригласили во вновь создаваемую в Петербурге Академию наук.
«Я возымел неописуемое желание, – пишет Эйлер в автобиографии, – отправиться вместе с ними в 1725г. в Петербург. Однако дело не могло быть тогда осуществлено».
В последующие два года юный Эйлер написал несколько научных работ. Объявленный конкурс, Парижской Академией, на оптимальное решение количества, высоты и расположения мачт, выиграл всем не известный юноша из Базеля, откуда «хоть три года скачи, ни до какого моря не доскачешь». По существу проблемы нужно было представить себе корабль – парусник.
Эйлер был молод и полон энергии. Ни в магистрате, ни в университете он не мог найти применения своим силам и способностям. 5 апреля 1727 года Эйлер навсегда покидает Швейцарию, отправляясь в далекий Петербург по приглашению «Ее Императорского величества» и рекомендации братьев Бернулли.
Петербургская Академия с самого сначала своего существования была государственным учреждением, цели и задачи ее определялись потребностями государства, научные достижения широко публиковались в изданиях Академии.
В августе 1727 года молодой ученый уже читал в Академии свой первый доклад «О количестве истекающей из отверстия воды». Со следующего года ни один том трудов Академии не выходил без нескольких сочинений Эйлера по математике, механике, физике.
В уставе Академии содержалось требование, чтобы, «не только слава государства для размножения наук…. Распространялась, но и через обучение и распространение оных польза в народе была». Из числа учеников Эйлера в русской науке успешно работали В. Адуров, С. Котельников, С. Румовский, М. Сафронов, М. Головин, а позднее также А. Лексель, Ф. Шуберт и другие. С августа 1728года по 1736 год молодой ученый издал 11 трудов по математике в «Трудах Академии».
Познавательно о обучении:
Организация дидактических игр для развития словесно-логической памяти детей
старшего дошкольного возраста
Работа по развитию памяти в каждой группе проводиться на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Однако есть методы, которые используются во всех возрастных группах. К таким методам относятся дидактические игры. Они ...
Аксиологические задачи педагогики
Как самостоятельная область философии аксиология выделяется в период ослабления власти церкви, после Возрождения, когда стало позволительно обращать внимание на расхождение человеческих устремлений и реальной жизни. Действительно, если человек высоко ценит то или иное, почему он не может постоянно ...
Анализ причин неудач и трудностей в обучении обследованных детей
Анализируя причины неудач и трудностей в обучении всех обследованных ребят, можно отметить: · снижение «чувства языка»; · языковая интерференция в условиях билингвального обучения. · несформированный внутренний механизм освоения языка ребёнка; · низкий уровень лингвистической одарённости ребёнка; · ...