2. Целостность содержания. Использование термина целостности является естественным для отбора содержания факультативного курса в смысле внутренней взаимосвязи содержания, концентрации его вокруг нескольких основных понятий, законов и методов. Это позволяет сосредоточить усилия учащихся в одном направлении, повышает доступность материала, позволяет за короткое время добиться наибольшей эффективности и качества обучения.
3. Научная и практическая значимость элементов содержания. В решении этой задачи большая помощь может быть оказана, если в факультативный курс будет включена:
- сведения об ученых, занимавшихся решением проблемы:
- история возникновения и постановка той или иной проблемы;
- поиски решения, трудности на пути решения проблемы;
- значимость решения проблемы для развития науки;
- применение полученного результата в других областях знаний;
- применение полученного результата к решению прикладных задач.
Реализация критерия научной и практической значимости содержания факультативных занятий – « раскрытие межпредметных связей изучаемого материала» ученику нужно показать реальные связи и воплощение геометрии в жизни, в природе, в искусстве, в науке и технике. Геометрия должна предстать перед учениками – «не как сухой предмет, подлежащий зубрежке и сдаче на экзамене, а как полное содержания, значения и красоты явление культуры, как наука в ее связях с реальными вещами».
4. Соответствие содержания факультативного курса воспитательным и развивающим целям обучения.
Не всякое содержание способствует достижению целей воспитания и развития учащихся. Надо специальным образом конструировать содержание факультативного курса, включая в него элементы истории, современности, занимательности, красоты математики Занимательность в смысле показа занимательных элементов в самом содержании математики. К ним можно отнести: неожиданный факт, аналогии, примеры, исторические материалы, решение поучительных задач. Еще Н.И. Лобачевский обосновал дидактический принцип» «преподавание, приноровленное к возрасту». Ученый считал, что занимательность – необходимое средство возбуждать, поддерживать внимание, без которого преподавание не будет успешным.
5. Формирование мировоззрения ускоряет у учащихся гражданскую и политическую зрелость. С 5-го класса школьники приобщаются к систематическому изучению научных знаний основ наук. Опираясь на представления о природе, обществе, полученные в начальных классах, учащиеся средней и старшей школы на уроках, во внеклассной и внешкольной работе углубляют и обобщают знания об окружающем мире, объединяют их в целостное представление о природе. Но главное для мировоззрения – комплексный подход к интеграции знаний, развитие диалектического мышления школьников.
6. Соответствие содержания факультативного курса возрастным и индивидуальным особенностям. Эта рекомендация предполагает не только доступность изучаемого материала, уровня трудности изучаемого материала, но и включение в содержание материала, вызывающего повышенный интерес, стимулирующий творческую деятельность, соответствующую уровню развития школьников.
7. Соответствие содержания учебно-методическому обеспечению. Тем самым предполагается что, факультативные занятия охватываются учебными пособиями, научно-популярной литературой, наглядными пособиями и техническими средствами обучения в объеме, достаточном для успешного решения поставленных задач познания.
8. Соответствие содержания имеющемуся времени. Планирование содержания факультативного курса по занятиям, а также соответствие всего объема факультативного курса времени, отведенного на его прохождение.
Рекомендации отбора содержания факультативного курса требуют применения таких методов и форм обучения, которые бы побуждали учащихся к самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности, активизировали бы творчество учащихся.
Познавательно о обучении:
Особенности и приемы развития творческого воображения в младшем школьном
возрасте
Всех ли можно научить творчеству? Исследования ученых показали, что всех, особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Вместе с тем не ...
Особенности форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей в Российской Федерации
Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это усыновление, опека (попечительство), приемная семья, устройство в государственные учреждения. Этот список не полный, так как законодатель дает возмож ...
Виды зачетов
Систему зачетов в зависимости от склонностей учителя, стиля его работы, особенностей класса и т. д. можно строить по-разному. С помощью зачетов проверяют овладение различными порциями учебного материала. В соответствии с этим их можно разделить на тематические и текущие. Тематические зачеты приводя ...