9. "И свод элегий драгоценный" нашел достойное место в поэзии Ф.Сологуба .
Что такое элегия? У русской элегии богатая биография, особенно яркие страницы вписал XVIII век, потом продолжил XIX. А XX век, избрав трудный путь в самовыражении, труден во всем. "Элегия есть некое печальное поэтическое произведение" (Ф.Прокопович). "Элегия — стих плачевный и печальный" (Тредиаковский). В XIX веке элегиями называли стихотворения, выражающие тихие, нежные, умеренные чувства, как меланхолические, так и радостные, носящие интимный характер, исповедальные чувства, размышления о жизни, о судьбе, об истине .
В конце XIX века место, принадлежавшее ранее элегии, претерпевает изменения. Элегия синтезируется с другими жанрами, иногда сливается с некоторыми из них. Но поэты ревностно соблюдали ее границы, стараясь сохранить элегию как жанр в чистом виде. Это была эпоха, когда солирующая роль перешла к прозе, на долю которой выпал жребий глубокого анализа сложнейших проблем времени. Поэзия жила и тоже выполняла свое предназначение. 80—90-е годы — трудные годы реакции. Мотивы отчаяния, скорби по лучшим временам, неудовлетворенность жизнью как нельзя лучше могла выразить именно элегия. К элегии обратились Надсон, Мережковский,
Сологуб, Бальмонт, Лохвицкая и др. В начале XX века элегия как жанр нашла достойное место на страницах произведений Блока, Брюсова, Северянина и др.
Федор Сологуб в разные периоды творчества обращался к элегии. Этот жанр как нельзя лучше подходил для выражения его тоскливых, меланхолических, мучительных раздумий, поисков себя в жизни, путей в выражении своего душевного состояния. Откроем элегии Ф.Сологуба, прислушаемся к каждой нотке его печальной, глубокой, чувственной, душевной музыки стиха .
Педагогика Дальтон – это целостная, открытая и развивающая система, помогающая развить навыки и умения учебного труда, мыслительной деятельности, навыки самостоятельной работы. При работе в группах у школьников снижается уровень тревожности на уроке, растет уровень комфортности. В группе каждый занят. Учащиеся определяют сами, в каком порядке выполнять задания, распределять свое время, выбирать вспомогательные средства, решать, как работать – сообща или отдельно, где искать необходимую информацию: у других учащихся, у учителя, в учебнике, в справочной литературе или других источниках. В изменяющихся условиях литературного образования данные технологии имеют большие перспективы: проектное обучение активизирует самостоятельную работу учащихся, обеспечивает максимальный учет их индивидуальных особенностей и интересов, повышает мотивацию учебно-познавательной работы старшеклассников, и, наконец, позволяет изучить значительный объем материала достаточно глубоко.
В наше время на уроках, к сожалению, по-прежнему можно встретить и унылое пережевывание текста, без всяких оснований именуемое "анализом", и беседу, которая проводится просто потому, что "положено" задавать вопросы и добиваться хоть каких-то ответов. Но такие методы, как исследовательский, необходимо внедрять в обучение. Ведь исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления. Книги живут и бесконечно обновляются в читательском сознании, в них открываются новые грани, новые связи с действительностью; их содержание и значение не могут быть сведены даже к самым глубоким истолкованиям: нечто неопознанное, неожиданное всегда остается в них. В школьном изучении художественных произведений не только возможны новые, ранее не входившие в научный оборот наблюдения и суждения, но без свежего, в чем-то нового взгляда на произведение плодотворное изучение его вообще вряд ли возможно. Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания бывает внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что-то не замеченное прежде. Притом их наблюдения и суждения не только полезны для них самих, но и имеют определенную общественную значимость. И школьникам, по крайней мере старшеклассникам, полезно представлять себе, что их читательский труд и учебная деятельность – пусть самая скромная, но необходимая часть литературной жизни. Это повысит ответственность их за результаты изучения литературы, за свое собственное литературное развитие.
Познавательно о обучении:
Праздник как возможность, ресурс проявления личностных качеств
Каждый взрослый, как самые дорогие воспоминания хранит впечатления, полученные в детстве во время праздника. «Потребность в празднике - это потребность человека в разделенной с другими «радости бытия». Собственно, превращение радости из «своей» в «общую» и создает праздник, умножает радостное переж ...
Занимательность при обучении математике
Что такое занимательность? Однозначного ответа на данный вопрос нет. Обработав достаточное количество литературы по педагогике, философии, психологии, частным методикам, можно заключить, что практически все авторы, говоря о занимательности, определяют ее через способность восприятия обучаемыми мате ...
Методические советы при работе по триз-технологии
Совет № 1. Формулируйте детям проблему в виде противоречия. Например. Дождь должен идти, чтобы был хороший урожай, и его не должно быть, чтобы этот урожай можно было вовремя убрать. Домашние задания должны быть, чтобы лучше усвоить материал, и их не должно быть, чтобы было больше времени на отдых. ...