Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников)
Тема урока: "Я – бог таинственного мира…"
О, Божественная Сила,
и ко мне сходила ты,
и душе моей дарила
окрыленные мечты…
Ф. Сологуб
Материалы к лекции учителя
Что же было божественного и таинственного в этом художнике? Не раз можно встретить в его произведениях и отзывах современников о писателе эти эпитеты. Таинственным и загадочным было многое в судьбе этой уникальной личности: и на жизненном пути, и в творческой биографии, и в оценке литературной критики его произведений, и в выборе псевдонима, и во взаимоотношениях с читателем, и с собратьями по перу…
Нелегким был его путь. Родился 1 марта 1863 г. в Петербурге в бедной семье, отец – портной, мать – крестьянка. Федор с большим трудом пробивал себе дорогу в жизнь. Мечтал получить образование, рано начал серьезное изучение жизни и активное "вхождение" в нее (остался без отца четырех лет от роду). Тяжелое детство, тяжелое время, калейдоскоп бурных событий.
В 1882 году закончил учительский институт. 19 лет преподавал математику в провинциальной гимназии. Нелегкий труд учителя, жизнь в провинции постоянно бедствующего русского интеллигента… Все это способствовало формированию демократических взглядов Ф. Сологуба, философскому осмыслению жизни, поиску путей самовыражения себя как личности, впоследствии как художника, в котором проснулся талант художника-чародея, художника широкого творческого диапазона: и поэта, и писателя, и мыслителя, и переводчика, и литературного критика, и публициста. Свои первые стихи опубликовал в 1884 году, хотя настоящее признание пришло к Федору Кузьмичу, когда ему было уже далеко за 40.
Всего педагогической деятельности Ф. Сологуб отдал четверть века. Работая и вдали от Петербурга, и в Петербурге, Федор Кузьмич всесторонне подходил к осмыслению жизни, что впоследствии сыграет большую роль для него как художника. первый сборник стихов ввел его в круг "старших" символистов, из которых Ф. Сологуб особо для себя выделил И. Анненского, К. Бальмонта, Д. Мережковского, З. Гиппиус, Н. Минского. Движение символистов родилось как протест ярких личностей против упадка русской поэзии, как желание вернуть ей былую славу, возродить богатейшие традиции русской классической поэзии. Многое не устраивало их в критике, в отношении к поэту со стороны "застегнутых на все пуговицы мундира чиновников русской критики", это сковывало поэта, а хотелось вырваться на "широкие просторы русского раздолья". Первой заявкой русских символистов был трактат Дмитрия Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1892), сборник стихотворений "Символы". Потом появились книги Н. Минского при свете совести", А. Волынского "Русские критики", произведения В.Брюсова, К.Бальмонта и др. Русский символизм возник не изолированно от мирового литературного процесса, а под своеобразным влиянием французского, английского, немецкого символизма, философии Ницше и Шопенгауэра. Но это не были перепевы западного символизма, русские символисты "стояли прочно на русской почве, на русском фундаменте строили свое новое здание". Они искали свои корни в богатейших традициях непревзойденной русской классики "золотого века", делая все возможное, чтобы, не повторяясь, сказать новое слово в литературе. Труден был их путь, короток век. Их не понимали, над ними глумились, но уже к первым годам XX ст. русский символизм как литературное течение, как своеобразная школа заявил о себе размашисто, широко, основательно. Его нельзя было спутать ни с каким направлением в искусстве. Что же было в основе учения символистов, их поэтики? Прежде всего – теория двухмерности мира: земного и высшего, совершенного, вечного, неземного. За основу была взята идея "двоемирия" русского философа и поэта Владимира Соловьева. Отсюда и осознание своей необычности, особого предназначения поэта – "тайновидца и тайнотворца жизни", которому выпало предназначение приобщения к тайному, потустороннему, вечному. Для осуществления своих замыслов символисты избрали символ как знак, как своеобразную опознавательную примету, как образ, в котором благодатно соединились и аллегоричность, и объемность, и глубокое содержание, и широкие возможности в разноликом прочтении и истолковании. По образному определению И. Анненского, это было удачным изобретением, где "нельзя ни понять всего, о чем догадываешься, ни объяснить всего, что прозреваешь или что болезненно в себе ощущаешь, но для чего в языке не найдешь слова".
Познавательно о обучении:
Понятие детей группы риска, их психологические особенности
В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Понятие дети группы риска может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии. Слово риск означает возможность, большую вер ...
Урок – основная форма организации занятий с
учащимися,отнесенными к специальной медицинской
группе
Ученики, отнесенные к специальной группе, занимаются по особой программе. В ее основу проложено содержание общей программы, из практического раздела которой исключены средства физического воспитания, способные вызывать перенапряжения организма, например, физические упражнения, приводящие к максимал ...
Пути формирования грамматически правильной речи дошкольного возраста
Овладение детьми грамматического строя речи – одна из самых важных проблем детской и педагогической психологии. Усвоение ребенком грамматического строя речи чаще всего связано с формированием у него коммуникативных функций речи. Ребенок использует язык как средство общения в меру того, как более-ме ...