Готовя тематический вечер, его организаторы должны четко воображать структуру и содержание, методику подготовки и проведение. Необходимо заранее продумать все формы использования технических средств обучения, наглядности, состав приглашенных гостей и др. В этом деле нет мелочей, а потому и не должно быть мелких недоразумений.
Педагогическая практика по формированию государственности учеников общеобразовательных школ накопила немалый опыт в этом деле. Эффективными формами организации воспитательной деятельности старшеклассников являются вечера вопросов и ответов, устные журналы, прессы-бои, турниры сообразительных "Экологические бумеранги". Конкурсы "Таланты вокруг нас", "Конструкторское бюро", "Белорусская кухня", "Бюро добрых услуг". Песенные конкурсы "Гимн матери", "Поэзия и песня - большие две силы", "Голоса Беларуси". "Фольклорные сокровища нашего края", дискуссионный клуб "Государство и молодежь", дебаты "Что значит быть свободным человеком?", ролевая игра "Лидер и община". Также диспут "Деньги: благо или яд?", тренинг "Я - гражданин Беларуси", ток-шоу "Я так думаю", и школа будущего избирателя и другие.
Викторина. В процессе проведения викторины в определенной последовательности (логической, хронологической и др.) перед учащимися ставятся вопросы, на которые они дают ответы в устной или письменной форме.
Цели викторины: развивать интерес учащихся к знаниям; расширять их кругозор; способствовать развитию памяти и мышления учащихся, их творческого воображения, находчивости, смекалки; выявить способности, интересы учащихся в различных областях истории, науки, искусства.
По своему содержанию викторины весьма разнообразны: исторические, литературные, музыкальные, научно-технические, морально-этические и смешанные, в которые включаются вопросы из различных областей знаний и человеческих отношений.
Викторины являются самостоятельным видом внеклассной работы, но могут проводиться и на заседаниях кружков, на вечерах, праздниках, в походах и т.д. Обычно участникам викторины задаются вопросы в устной или письменной форме. Викторины могут проводиться в форме предъявления присутствующим рисунков, фотографий, воспроизведения звукозаписей, демонстрации опытов и постановки вопросов.
Проведению викторины предшествует определенная подготовительная работа. Вначале необходимо выяснить, о чем хотят узнать учащиеся. Одновременно с этим определяется вид викторины, ее форма, сроки подготовки. Учитель, тщательно изучив необходимую литературу, подбирает себе двух-трех помощников из числа наиболее подготовленных учащихся для разработки вопросов викторины и вместе с ними составляет в письменной форме исчерпывающие контрольные ответы. Вопросы должны быть содержательными, четко сформулированными. Степень сложности, количество предлагаемых вопросов зависят от возраста, уровня подготовки учащихся, их интеллектуальных возможностей.
Перед началом викторины следует ознакомить учащихся с правилами ее проведения. Если вопросы викторины вывешиваются заранее, то ответы на них учащиеся опускают в ящик в установленные сроки. В ходе проведения устной викторины важно создать определенный психологический настрой, атмосферу заинтересованности, однако при этом нельзя допускать, чтобы вопросы и ответы потерялись в шуме. Когда участники викторины затрудняются дать ответ на поставленный вопрос, целесообразно незаметно навести их на правильный ответ дополнительным вопросом, а если и в этом случае никто не сможет ответить, то ведущий сам дает правильный ответ.
Викторины могут проводиться и в письменной форме. В этом случае вопросы вывешиваются на больших листах бумаги или раздаются участникам написанными на отдельных карточках. Каждому участнику дается лист бумаги, где он записывает ответы, ставит свою фамилию и вместе с карточкой сдает жюри. Жюри изучает ответы, анализирует их и определяет победителей. Участников викторины можно ознакомить с лучшими ответами.
Познавательно о обучении:
Сущность и типология занимательных задач
В повседневной жизни мы часто слышим: «занимательный материал», «занимательная игра», «занимательная задача». Обычно «занимательное» понимается как увлекательное, интересное, притягивающее к себе. Это происходит прежде всего благодаря необычности, нетрадиционности сюжета, положительно влияющего на ...
Педагогическое общение и приемы его оптимизации. Стили общения. Методы,
приемы, средства педагогического воздействия, взаимодействия
Самая неискоренимая человеческая потребность – потребность в общении. В.А. Сухомлинский Сущность педагогического взаимодействия Принципы педагогического взаимодействия Педагогическое общение Стили общения Методы, приемы, средства общения Вербальные и невербальные средства общения Сущность педагогич ...
Использование игровых технологий как средство развития познавательной
активности учащихся
Одним из способов развития познавательной активности учащихся может служить использование игровых технологий в образовательном процессе. Игра наряду с трудом и учением— один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельнос ...