Одним из постоянных сильнодействующих мотивов учения является интерес. Интерес - реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Интерес можно определить как форму проявления познавательных потребностей, что выражается в стремлении к познанию объекта или явления, овладении определенным видом деятельности. Познавательный интерес выражается в эмоциональном отношении школьника к предмету изучения. Л.С. Выготский пишет: «Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность».
В обучении действует множество интересов. «Весь вопрос в том, — продолжает Л.С. Выготский, - насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен. Наконец, третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес».
Установлены общие закономерности действия интереса в обучении:
зависимость интересов учеников от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности. Чем больше знаний у ученика имеется по определенному предмету, тем выше его интерес к этому предмету. И наоборот.
зависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают. Сперва педагог, а потом его наука - зависимость, которая проявляется постоянно.
Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для стимулирования устойчивых познавательных интересов можно выделить:
увлеченное преподавание,
новизна учебного материала,
историзм,
связь знаний с судьбами людей, их открывшими,
показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников,
использование новых и нетрадиционных форм обучения,
чередование форм и методов обучения,
проблемное обучение,
эвристическое обучение,
обучение с компьютерной поддержкой,
применение мультимедиа-систем,
использование интерактивных компьютерных средств,
взаимообучение (в парах, микрогруппах),
тестирование знаний, умений,
показ достижений обучаемых,
создание ситуаций успеха,
соревнование (с товарищами по классу, самим собой),
создание положительного микроклимата в классе,
доверие к ученику,
педагогический такт и мастерство педагога,
отношение педагога к своему предмету, ученикам,
гуманизация школьных отношений и т. д.
Познавательно о обучении:
Реализация программы по профессиональной реабилитации детей группы риска в
интернатном учреждении
В первой главе нами были рассмотрены теоретические аспекты реабилитации. Она пройдет успешнее, если будет носить комплексный характер, то есть будет включать все виды реабилитации (медицинскую, психологическую, педагогическую, социально - экономическую, профессиональную, бытовую). Поэтому совместно ...
Социальные аспекты экономического образования студентов среднеспециального
и высшего экономического образования
Экономическое и бухгалтерское образование на сегодняшний день является неотъемлемой частью учебного процесса во всех без исключения колледжах и институтах страны. Вот только уровень преподавания, а следовательно и восприятия материала курса бух. учёта и экономики не всегда является показательным и ...
Экспериментальная система работы по изучению темы: «Имя прилагательное. Родовые
окончания имён прилагательных»
Формирование понятия об имени прилагательном начинается с повторения знаний учащихся о признаках предмета. Для этого учащиеся под руководством учителя устанавливают, что каждый предмет имеет не один, а несколько признаков, что признаки характеризуют предметы с разных сторон, что один и тот же призн ...