Самым важным, самым престижным мотивом учения является познавательный интерес. Это реальная причина действий, ощущаемая учеником. Интересы возникают под влиянием потребностей и существуют в неразрывной связи с ними. Интерес зависит от:
уровня и качества приобретенных знаний, умений, сформированности способов умственной деятельности;
отношения школьника к учителю.
Детям часто задают вопросы: Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу?
Для школьников 1-2-х классов наиболее характерны ответы типа: «Папа и мама велят», «Я учусь в школе, чтобы получать пятерки. За пятерки меня хвалят», «Все дети ходят в школу», «Не хочу иметь плохих оценок, за них меня ругают», «Мама говорит, что если я не буду учиться, то не стану шофером», «Учительница меня хвалит, когда я хорошо отвечаю», «Стыдно перед классом, если ничего не знаешь» и т. п.
В 3-4-х классах характер ответов несколько меняется, отражая развитие понятий и представлений школьника о побудительных силах учения: «Я учусь, чтобы стать инженером, как мой папа. У меня "4" и "5". Мне нравится наш класс и наша школа. Мне нравится наша учительница. Она интересно рассказывает. Мы с ней ходим на экскурсии и в театр» и пр.
За два-три года школьной жизни мотивы существенно изменяются. В 3-4-м классах уже возникают собственно познавательные интересы к обучению и учебным предметам. Стремление занять достойное место в классе постепенно становится ведущим мотивом для большинства школьников. Этим объясняется, в частности, повышенный интерес учащихся 3-х и особенно 4-х классов к оценке.
Исследования показывают, что существуют благоприятные и неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных мотивов учения. К благоприятным относятся:
положительное отношение к школе у большинства детей 6—9-летнего возраста;
полное доверие к учителю;
острая потребность в новых впечатлениях;
естественная любознательность.
Неблагоприятные условия:
неустойчивое внимание;
неустойчивые интересы;
несформированность воли.
Чтобы достигать высоких результатов, учитель должен постоянно изучать действующие в нем мотивы, интересы и потребности школьников. Это одна из наиболее трудных его профессиональных обязанностей. Изучение мотивов неразрывно связано с их формированием и стимулированием.
Для формирования и стимулирования полноценной мотивации учения младших школьников важно обеспечить следующие условия:
обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом;
утверждать гуманное отношение ко всем ученикам — способным, отстающим, безразличным;
удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников;
организовать интересное общение детей между собой;
обогащать мышление чувствами;
развивать любознательность;
формировать активную самооценку своих возможностей;
утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию;
использовать эффективную поддержку детских инициатив;
воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
Чтобы мотивация была на оптимальном уровне, учителю необходимо:
поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;
ободрять учеников при возникновении у них трудностей;
поддерживать положительную обратную связь;
заботиться о разнообразии методов обучения;
Познавательно о обучении:
Теоретический анализ проблемы творческих способностей
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию "способности". Немов Р.С. рассматривая проблему способностей, определяет их в более узком смысле, говоря, что способности – это то, ч ...
Урок – основная форма организации занятий с
учащимися,отнесенными к специальной медицинской
группе
Ученики, отнесенные к специальной группе, занимаются по особой программе. В ее основу проложено содержание общей программы, из практического раздела которой исключены средства физического воспитания, способные вызывать перенапряжения организма, например, физические упражнения, приводящие к максимал ...
Изучение развития музыкально-творческих способностей дошкольников во всех
видах музыкальной деятельности
Анализ использования разных видов непосредственно образовательной музыкальной деятельности 1. Программное содержание. Программное содержание и задачи, поставленные педагогом на данном занятии по каждому виду музыкальной деятельности — слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре н ...