Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом

Страница 6

Стимулирование активной познавательной и развивающей деятельности

Древнеримский педагог и оратор Квинтилиан для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задавал семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Эти вопросы ставят тогда, когда хотят изучить более глубоко какой-либо предмет, явление, событие, объект.

Давайте и мы пойдем дорогой древнеримского педагога, для того чтобы лучше понять, что такое активная познавательная и развивающая деятельность, и как ее надо стимулировать.

Суть слов «познавательная, познавательный» вы знаете. «Активный» и «развивающий» – эти слова вам хорошо знакомы. Тем не менее, для того чтобы работа была продуктивной, вашему вниманию предлагаются определение понятий: деятельность, активность, развитие.

Деятельность – активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена. (Г.А. Урунтаева «Словарь психологических понятий»).

Активность – стремление человека к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или его преобразованием. (Г.А. Урунтаева «Словарь психологических понятий»).

Развитие – созревание внутренних сил ребенка: внимания, воли, речи, мотивации учения. (К.Д. Ушинский)

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека (П.И. Подласый «Педагогика»).

Под развитием ученика понимается процесс внутренних изменений его физических, психических, духовных сил, обеспечивающих его самореализацию (А.В. Хуторской «Современная дидактика»).

Задайте себе семь эвристических вопроса и запишите ответы.

Что? Что такое активная познавательная и развивающая деятельность?

Зачем? Зачем стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?

Где? Где стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?

Как? Как стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?

Когда? Когда стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?

Кто? Кто будет стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?

Чем? Чем будем стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?

Какие вопросы вызвали у вас затруднения? Как вы думаете почему? Какие выводы можно сделать на основе проделанной работы?

Организация познавательной и развивающей деятельности учащихся

Организация познавательной и развивающей деятельности учащихся - это создание оптимальных условий для логического и практического решения учебных задач, с учетом закономерностей каждого познавательного процесса, каждого деятельностного состояния и характера их взаимодействия.

Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская выделяют основы такой организации учебно-воспитательного процесса:

взаимодействие познавательных процессов и состояний;

роль установки на уроке, занятии;

организация восприятия и наблюдения;

организация внимания учащихся (направить сознание ученика на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать);

тренировка памяти с учетом ее основных процессов (запоминание, сохранение, воспроизведение), с учетом правильного свертывания информации и способов действий с целью разгрузки памяти от бесполезных или второстепенных сведений, повышение готовности памяти к воспроизведению того, что необходимо и что позволит удержать в памяти более значительный материал;

развития мышления учащихся;

развитие воображения с опорой на прочные знания, умения и навыки;

интеллектуальная активность и самостоятельность:

стимулирование творческой активности учащихся (стимулы: жизненно-практическое значение знаний, интерес, доверие к учащемуся, личный пример);

учет индивидуальных способностей учащихся;

формирование у учащихся положительного отношения к учению, познавательных интересов и потребностей в знаниях;

развитие качеств ума (гибкость, пытливость, критичность, логичность, устойчивость, глубина, экономичность, широта);

наличие определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения;

учет этапов организации познавательной деятельности учащихся:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Познавательно о обучении:

Анализ и интерпретация результатов социально-психологического исследования
Для исследования нами были отобраны две выборки студентов АУЦА: первая группа была представлена студентами 4 курса факультета менеджмента, в чьих занятиях проводились имитационные игры. Вторая группа – это студенты 4 курса факультета журналистики, у них имитационные игры в процессе обучения не испо ...

Многогранность одаренности
Что же это такое «одаренность» и как она проявляется в совсем маленьком ребенке? Что заставляет родителей увидеть в малыше талант и потом искать подтверждения своего открытия у специалистов? Наиболее частое проявление одаренности — это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается ...

Анализ словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе
В настоящее время в отечественной науке сложилось два направления в истолковании основного, ведущего принципа русской орфографии: морфологический и фонематический. Традиционная методика разработана в русле морфологического направления, которое ориентировано непосредственно на письмо, на определение ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru