Анализ опыта передовых учителей показывает, что прогнозирование предстоящего общения в значительной мере определяет и дидактические аспекты урока, настраивает педагога, формирует у него определенную установку на взаимодействие с классом. Иногда эта настройка осуществляется быстро и непосредственно перед уроком, а порой носит более длительный характер. Она дает учителю возможность как бы представить собственное коммуникативное поведение и эмоциональное состояние на уроке, внеклассном занятии, родительском собрании и т.д.
А теперь попытайтесь создать целостный образ коммуникативной подготовки к уроку, классному часу, занятию кружка:
Представьте конкретный класс, или ряд классных коллективов, в которых вам предстоит давать уроки, классные часы.
Попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения именно с данным коллективом. Стремитесь развивать положительные ощущения от общения с классом и блокировать отрицательные - они будут вам мешать.
Вспомните, какой тип общения свойственен именно вам. Возможен ли он при общении со школьниками данного класса, вписывается ли в урок, классный час.
Попытайтесь представить, как класс воспримет вас и материал урока, классного часа.
Соотнесите присущий вам стиль общения с классом с задачами (обучающими, развивающими, воспитывающими) урока, классного часа. Попытайтесь добиться их единства.
Работая над конспектом, планируя фрагменты и части урока, классного часа, представьте себе общую психологическую атмосферу их реализации. Это поможет выбрать средства воздействия и взаимодействия, обучения, сделать планирование более прицельным.
Не забудьте «вспомнить» и ваши взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте стереотипных психологических установок по отношению к детям.
Наконец, попытайтесь ощутить в целом предстоящую атмосферу общения на уроке - это сделает вас более уверенным.
Нередко удачно спланированная система общения на уроке диктует и отбор материала, и методы обучения. Вообще продумывание предстоящего общения с классом, безусловно, оптимизирует весь учебно-воспитательный процесс.
Большое значение в учебном процессе имеет организация непосредственного общения с классом в начальный период контакта с ним (2 этап). Этот период условно можно назвать «коммуникативной атакой», во время которой завоевывается инициатива в общении и целостное коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять общением с классом.
Организуя общение с классом, в момент начального взаимодействия мы должны взять инициативу в свои руки. На практике этот этап занимает от 2 до 5 минут. «Коммуникативная атака» или начальный этап общения имеет свою логическую цепочку, которая реализуется всеми учителями. Рассмотрим ее более подробно:
Ориентировочная стадия. Учитель, войдя в класс, в течение нескольких секунд окидывает взглядом учащихся. При этом в памяти восстанавливаются особенности предыдущего общения в данном коллективе. Определяется новая ситуация, уточняется стиль, система предстоящего общения, общее настроение детей, их психологическая готовность к работе и т. п. Этот этап весьма оперативен по скорости своего протекания, но играет важную ориентировочную роль в ситуации общения.
Стадия привлечения внимания. Учитель использует различные варианты привлечения внимания:
Речевой (вербальное обращение к классу).
Паузальный (требование внимания).
Двигательно-знаковый (проход по классу, развешивание таблиц, запись на доске).
Смешанный.
3 Стадия «зондирования души» объекта.
Учитель уточняет сложившиеся на предыдущих стадиях представления об условиях общения и неожиданных коммуникативных задачах.
Определяет уровень готовности к немедленному началу продуктивного общения.
Выбирает оптимальный момент для его начала.
4. Стадия вербального общения. Учитель использует слово, которое должно активно воздействовать на чувства и сознание, стимулировать мышление, воображение, создавать готовность и потребность в поисковой деятельности задания.
Современные социально-психологические исследования показывают, что человек по-разному может выступать в процедуре общения: во-первых, может быть инициатором, во-вторых, субъектом, в-третьих, в разных ситуациях выступать или активным, или пассивным участником взаимодействия. Своеобразие профессионально-педагогического общения заключается в том, что инициативность здесь выступает как способ управления общением и соответственно целостным учебно-воспитательным процессом. Можно сказать, что в плане социально-психологическом управление познавательным поиском на уроке и совместной творческой деятельностью педагога и обучаемых осуществляется через верно организованную систему общения.
Познавательно о обучении:
Педагогические условия необходимые для эффективности развития творческого
воображения в младшем школьном возрасте
Существует ряд педагогических условии, которые необходимо соблюсти для эффективного развития творческого воображения в младшем школьном возрасте. А именно: - планомерное обогащение жизненного опыта детей. - совместные (обучающие) игры и упражнения педагога с детьми, направленные на передачу им игро ...
Комиксы в детских журналах
Многие родители не покупают малышам журналы, потому что уверены: подобных не существует. Или, что тоже не редкость, считают, что в младшем возрасте достаточно обычных детских книг. Довольно часто первый журнал в жизни ребенка появляется только в 5-7 лет, когда мамы с папами начинают задумываться о ...
Организация работы педагога-воспитателя
важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, эмоционального благополучия ребенка, его развития ...