Инициатива в общении дает возможность педагогу решить целый ряд стратегических и тактических учебно-психологических задач: обеспечить управляющую (руководящую) роль в учебно-воспитательном процессе, придать педагогически целесообразное направление формам общения и соответственно настроениям, чувствам и деятельности детей, создать нужный социально-психологический климат, настраивающий на соответствующую ситуацию учебно-воспитательной деятельности.
Существуют ли какие-либо устойчивые и проверенные способы завоевания инициативы в общении. В этом плане можно порекомендовать следующее:
Четкость организации начального контакта.
Оперативный переход от организационных процедур (приветствие, усаживание и т.п.) к деловому общению.
Внешний вид учителя (опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние)
Реализация речевых и невербальных средств общения, активное включение мимики, микромимики, контакта взглядом.
Умением «транслировать» в класс собственную расположенность к детям, дружественность.
Постановка ярких и притягательных целей деятельности.
Оперативное достижение социально - психологического единства с классом.
Организация целостного контакта со всем классом.
Постановка задач и вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив.
Управление общением (3 этап) - важнейший элемент профессиональной коммуникации. Собственно управление представляет собой тот аспект педагогического общения, который придает последнему профессиональный характер.
Ярким примером своеобразного управления общением может служить описание Л.Н. Толстым вечера в салоне Анны Шерер (правда, это искусственное, механическое, духовно необогащенное общение).
«…Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением заводила равномерную, приличную разговорную машину»1.
В этой ситуации нет живого заинтересованного общения, но блестящая его технология налицо.
Задача профессионально-педагогического общения - овладеть технологией и процедурой педагогической коммуникации и согреть ее теплотой искренних человеческих отношений, в которых проявляется личность педагога.
Ю.П. Азаров в своей книге «Педагогика семейных отношений» в качестве способа воздействия, а по существу в качестве приема управления общением выдвигает такое требование, как изменение тональности в обращении к ребенку. Показывает он это на примере типичной ситуации во время завтрака.
Я не хочу есть, - говорит ребенок.
Ну съешь вот это .- настаивает мать.
И это не хочу .
Ну хоть чай выпей .
И чай не хочу!
Ну как же ты будешь заниматься? Ну это же невозможно .
Разыгрывается спектакль, в котором роли отработаны: страдающая мать и торжествующий ребенок. Заметьте, чем больше настаивает мать, тем сильнее сопротивляется ребенок. О том, что ребенок входит в роль и даже получает своего рода эгоистическое наслаждение от уговоров, свидетельствует многое.
Но вот родители по договоренности с экспериментатором меняют систему общения в этой утренней ситуации. Теперь она складывается следующим образом:
Завтрак был на столе, а Анна Ивановна не предлагала дочери сесть. Ася вертелась на кухне и не решалась сесть за стол: непривычно, не было маминых уговоров, причитаний.
Ма,— капризно протянула Ася,— а чего есть?
Все на столе,— сказала мать, не подходя к дочери. Ася ковырнула вилкой кашу:
А чего здесь такое черненькое?
Мать не ответила на вопрос.
А чай сладкий?—не унималась Ася.
Попробуй .
Возмущенная «поведением» матери, Ася встала из-за стола и, не попрощавшись, ушла обиженная. Вечером она жаловалась матери:
У меня на всех уроках живот болел, голова кружилась. Я ничего не соображала .
Ну?—удивилась мать.
Что «ну»?—возмутилась дочь, точно говоря: «Дочь уходит голодная в школу, а ты нукаешь» .
А с чего бы это животику болеть?—спросила мать.
А что я ела утром? Глоток чая— и все.
На следующее утро ситуация повторилась. Мать ласково сказала дочери: «Позавтракай как следует, чтобы снова живот не болел».
Познавательно о обучении:
Особенности проведения уроков по химии с историческим содержанием
Существуют различные формы организации деятельности учащихся – это внеклассные и факультативные занятия, домашние задания, семинарские занятия и т.д. Основной формой организации учебной деятельности является - урок. Известно множество классификаций уроков: по основному этапу (введение, первичного о ...
Система методологических знаний и умений в СШ
Для реализации на практике образовательных и воспитательных функций методологии науки необходимо разработать целостную систему формирования у учащихся методологических знаний и умений. Эти знания и умения довольно обширны, поэтому возникает проблема их отбора в учебных целях. С точки зрения основны ...
Методические советы при работе по триз-технологии
Совет № 1. Формулируйте детям проблему в виде противоречия. Например. Дождь должен идти, чтобы был хороший урожай, и его не должно быть, чтобы этот урожай можно было вовремя убрать. Домашние задания должны быть, чтобы лучше усвоить материал, и их не должно быть, чтобы было больше времени на отдых. ...