Содержание и методика работы по развитию словаря младших дошкольников в ходе формирующего этапа опытной работы

Новая педагогика » Формирование лексической стороны речи детей 4-го года жизни » Содержание и методика работы по развитию словаря младших дошкольников в ходе формирующего этапа опытной работы

Страница 5

Своеобразие формирования словарного запаса дошкольников на констатирующем этапе, характеризует их как детей со средним уровнем развития словаря. Отмечались ограниченные возможности использование предметного словаря, словаря действий и признаков. Не знали названий цвета предмета и его форму. Дети недостаточно усвоили обобщающие слова: овощи, фрукты, дикие и домашние животные. Допускали множество ошибок при соотнесении предметов с видовым понятием (лимон, яблоко, груша – ребенок отнес к овощам). Дети демонстрировали несформированность обобщающих понятий, т.е. предметы мебели – «стул», предметы одежды – «шапочка».

Дети данной группы практически не подбирали прилагательных к существительным (шарик – «большой»), и не образовывали прилагательные от существительных. Испытывали значительные трудности при назывании животных и их детенышей и допускали следующие ошибки: «свинья – свинки», вместо поросята; кошка – «котенки», вместо котята. У детей отмечался низкий уровень владения глагольным словарем. В целом группа характеризовалась наличием только обиходно-бытовой лексики. Характерной ошибкой было называние частей предмета названием самого предмета (ресницы, брови – «глаз»).

После проведённого формирующего эксперимента нами было проведено контрольное диагностическое обследование словарного запаса дошкольников. Целью повторного обследования дошкольников стало выявление эффективности применения дидактических игр.

Таблица 2. Сравнительные результаты лексической стороны речи констатирующего и контрольного этапов эксперимента в группе дошкольников

Задания

Средний показатель по констатирующему эксперименту

Средний показатель по контрольному эксперименту

1.

Обследование предметного словаря

3,2

4,2

2.

Называние предмета по его описанию

2,8

4

3.

Обобщающие понятия

3,2

3,6

4.

Что делают?

3,2

4

5.

Подбор прилагательных к существительным

3,3

4,4

6.

Объяснение значения слов

2,3

3,6

7.

Название животных и их детенышей

2,3

3,6

8.

Образование прилагательных oт существительных

2,3

3,6

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Проблемы методов стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования
В связи с быстрыми темпами развития всех сфер деятельности человека встал вопрос об изменении структуры образовательных стандартов. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) нового поколения приняты 6 октября 2009 года (Приказ № 373 Министерства ...

Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста
Заслуга введения особенностей развития познавательных процессов мышления у дошкольников принадлежит Жану Пиаже. Он применил структурный анализ к развитию детского интеллекта. Пиаже систематически исследовал, каким образом ребенок последовательно становится способным мыслить различные структуры, и с ...

Организация экспериментального исследования самостоятельности младших школьников
С целью выявления особенностей проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста на базе СШ№4 было проведено исследование среди учащихся 3 классов. Исследование предполагало изучение характера проявлений самостоятельности в учебной и внеурочной деятельности детей младшего школьного воз ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru